Возвращение «узбекской принцессы»: что ждет Гульнару Каримову

28 июля Генпрокуратура Узбекистана рассказала об уголовных делах и приговоре дочери бывшего президента Узбекистана Гульнаре Каримовой. Это первая официальная информация о том, что происходит с Каримовой, за многие годы. В 2014 году ее сын публично заявлял о том, что не знает о происходящем с матерью и что ее, вероятно, содержат под «неофициальным домашним арестом». Дождь рассказывает, как старшая дочь умершего президента прошла путь от вероятной преемницы отца до изгоя и почему узбекские власти решили сейчас сообщить о заведенных против нее уголовных делах и приговоре.

Каримова снимает на айпад то, как танцует ее отец, президент Узбекистана Ислам Каримов, на Дне независимости Узбекистана в 2012 году. Фото: Shamil Zhumatov/Reuters

Версия Генпрокуратуры

 

Старшая дочь первого президента Узбекистана Ислама Каримова Гульнара отбывает наказание по уголовному делу о хищениях, вымогательстве и уклонении от уплаты налогов. Когда именно она была арестована, Генпрокуратура не уточняет. Всего против Каримовой было заведено два дела. Первое возбуждено в 2013 году и связано с ее деятельностью на посту директора Центра политических исследований. По данным следствия, она содействовала преступной деятельности организованной группы, которая занималась шантажом предпринимателей, хищением госимущества, не платила налоги с подконтрольных компаний, незаконнонно использовала льготы и скрывала офшоры. Всего ущерб от их деятельности оценили в 3 трлн. 746,8 млн. сум (44 млрд рублей). Каримову признали виновной и приговорили к пяти годам ограничения свободы в августе 2015 года.

Арест был выбран как мера пресечения по второму делу, которое было выделено в отдельное производство из первого. Лично Каримову подозревают в завладении чужим имуществом с «узурпацией полномочий государственных органов», необоснованном взимании у абонентов операторов сотовой связи дополнительных комиссий при оплате услуг, сокрытии иностранной валюты при получении «откатов» на счета оффшорных компаний, нарушение таможенного законодательства, незаконное обналичивание денежных средств, подделка документов, легализация доходов от преступной деятельности через имущество, недвижимость и фиктивные контракты.

Генпрокуратура также сообщила, что занимается возвратом в Узбекистан активов Каримовой из других стран, они арестованы. У нее была недвижимость в Швейцарии, Великобритании и в других странах, в том числе жилье в Москве и гостиничный комплекс в Крыму.

 

Аферы в телекоммуникациях

Каримова училась в шести разных университетах по разным специальностям. По первому образованию она экономист (степень бакалавра, полученная в Ташкентском государственном университете), в университете Нью-Йорка она изучала моду, а в Гарварде — искусство. Она вернулась в Узбекистан в 2001 году и получила еще две ученые степени — доктора политических наук в Университете мировой экономики и дипломатии в Ташкенте и бакалавра в области телекоммуникаций в Ташкентском университете информационных технологий.

В 2000-е Каримова занялась телекоммуникационным бизнесом в Восточной Европе и Средней Азии, который, по данным Центра по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP), принес ей $1 млрд в виде прямых выплат или пакетов акций от международных компаний индустрии связи. Как пишет OCCRP, первым делом Каримовой стала компания Uzdunrobita — первый в Центральной Азии оператор мобильной связи, созданный в 1991 году американской компанией International Communications Group (ICG) в рамках совместного предприятия с правительством Узбекистана. В 2001 году Каримова потребовала у президента ICG Шахида Ферозы отдать ей 20% акций оператора в обмен на лоббирование интересов и консалтинговые услуги. Об этом в своих свидетельских показаниях рассказал Фарход Иногамбаев, который был помощником Каримовой и присутствовал на ее встрече.

Фото: Associated Press

Иногамбаев, по его собственным словам, работал в Дубае в структуре бывшего мужа Каримовой Мансура Максуди, с которым у нее был громкий бракоразводный процесс, длившийся до 2003 года. В результате него, вернувшись в Узбекистан из США, где она жила с мужем, Каримова инициировала задержание брата Иногамбаева, чтобы вынудить самого Иногамбаева приехать в Ташкент и гарантировать его лояльность. Как выяснил OCCRP, до момента своего бегства в США в 2003 году он принимал непосредственное участие в ее личных и коммерческих делах. Вместе они открывали банковские счета, назначали доверенных лиц и смогли получить контрольные пакеты акций в целом ряде компаний. Свой «откат» ICG, как утверждают журналисты организации, перечислил на счета офшора Иногамбаева. Бывший помощник также утверждал, что Каримова, получив полный контроль над оператором от государства, переводила сама себе деньги с поддельных контрактов и размещала их на личных счетах.

В 2004 году она продала компанию российскому оператору МТС за 126,4 млн долларов. В ее владении остались 26% акций, которые, как утверждает OCCRP, формально были зарегистрированы как собственность гибралтарской компании Swisdorn, которая формально принадлежала ее тогдашнему бойфренду, узбекскому поп-певцу Рустаму Мадумарову.

Журналисты также заявили о фактах передачи крупных сумм Каримовой от российского оператора «ВымпелКом» и других телеком-компаний всего мира. Всего с 2006 по 2011 год они заплатили структурам Каримовой 200 млн долларов.

До исчезновения Каримова занималась сольной карьерой под сценическим именем Googoosha

Личная жизнь

Каримова познакомилась со своим будущим мужем, гражданином США, афганским узбеком по происхождению Мансуром Максуди на свадьбе знакомых в 1991 году. В браке у них родились двое детей. После решения развестись в 2001 году их бракоразводный процесс привел к международному скандалу. В США суд постановил отобрать двух детей у матери и задержать ее. На момент судебного решения дети находились в Узбекистане, поэтому решение не могло быть исполнено. В ответ власти Узбекистана объявили Максуди в международный розыск.

«Это типичная постсоветская ситуация: с одной стороны, Максуди действительно мошенник, с другой стороны, узбекские власти его не трогали до тех пор, пока у него не испортились отношения с президентом этой страны. Если бы он не был мошенником, люди Каримова придумали бы ему какие-либо фальшивые обвинения», — говорил об инциденте убитый в 2004 году журналист и редактор русского Forbes Пол Хлебников.

В 2008 году американский суд постановил вернуть детей Каримовой.

 

Дипломат, певица и «хозяйка страны»

Дуэт Каримовой с актером Жераром Депардье

С 2008 года Каримова стала заместителем министра иностранных дел Узбекистана по вопросам международного сотрудничества в культурно-гуманитарной сфере и официальным представителем Узбекистана при ООН. В 2010 году она стала послом в Испании.

С началом дипломатической карьеры Каримова стала больше времени проводить в Европе и заниматься своей музыкальной карьерой, она пела под сценическим псевдонимом Googoosha. Возможно, она взяла такой псевдоним в честь иранской поп-певицы азербайджанского происхождения Googoosh, которой после Исламской революции 1979 года запретили выступать в стране, и она эмигрировала в США.

Каримова приглашала в Узбекистан мировых звезд, ее гостями были Стинг, Хулио Иглесиас и Жерар Депардье. Джон Коломбо, продюсер из Лос-Анджелеса, который был приглашен в Узбекистан для съемок музыкального клипа Каримовой под названием Round Run, рассказал BBC, что «было ощущение, что страна принадлежит ей». Ее лицо было на обложках газет и билбордах, а ее песни играли на радио.

Летом 2013 года она была лишена дипломатического иммунитета и затем пропала. Как сообщала Русская служба «Би-би-си», это произошло после обысков в квартире Каримовой. В это же время в своем Twitter Каримова публично отреклась от планов занять президентский пост: «Никто не никогда обсуждал и не обсуждает президентство! Это удел сильных и выбранных народом мужчин», — написала она.

 

«Неофициальный домашний арест»

Три года назад Ислам Каримов-младший, которому тогда был 21 год, в интервью The Guardian заявил, что его мать с февраля 2014 года находится под «неофициальным домашним арестом в стране». По его словам, он не мог связаться с ней ни по каким каналам связи в течение четырех месяцев. Каримов в тот момент был студентом американского университета Оксфорд Брукс. «Мне очень сложно даже сказать это, но, к сожалению, даже если что-то случилось с ней или если ее жизнь была под угрозой, я бы об этом не узнал и для меня нет способа это узнать», — сказал он.

После того, как в сентябре умер президент Узбекистана Ислам Каримов, узбекские СМИ со ссылкой на источники в спецслужбах сообщили, что Каримову отравили. На похоронах отца ее не видели, при этом в подписанном ее именем Twitter-аккаунте начали появляться посты. Один из них — обращение к матери, где якобы Каримова утверждает, что та препятствует ее общению с дочерью.

В конце 2016 году Ислам Каримов-младший, который живет в Лондоне, сообщил Узбекской службе ВВС, что мать держат в пристройке к ее основному дому в центре Ташкента. Они общаются через дочь Каримовой, Иман, которая осталась в Узбекистане.

 

Охота за миллиардами

За решением Узбекистана рассказать о судьбе Каримовой именно сейчас могут стоять планы властей в преддверии годовщины смерти Ислама Каримова вернуть в страну те активы, которые она незаконно вывела из страны, заявил в эфире Дождя политолог, эксперт по странам Центральной Азии Аркадий Дубнов.

В колонке для Bloomberg обозреватель Леонид Бершидский отмечает, что в заявлении Генпрокуратуры детально перечислены все активы Каримовой, которые оцениваются в более чем 1,4 млрд долларов. Они расположены в 12 странах, в том числе в Германии, Великобритании, Швеции, ОАЭ, Гонконге. Самые ценные находятся в Швейцарии, где в банках у Каримовой хранится 777,8 млн. доларов. Бершидский также отметил, что там же хранила свои деньги ее сестра Лола и ее муж Тимур Тилляев. Их называют одними из самых богатых людей этой страны. При этом Лола не стала фигуранткой уголовного дела. «Для преемников среднеазиатских диктаторов принято постепенно демонтировать культы своих предшественников», — пишет Бершидский о новом президенте страны Шавкате Мирзиееве. 

Как следует из сообщения на сайте Генпрокуратуры Узбекистана, в Швейцарии у Каримовой, кроме денег, есть виллы в Колони стоимостью 18,5 млн. франков. В Швеции она хранит 30 млн долларов, в Великобритании — недвижимость на более чем 30 млн фунтов. Во Франции ей принадлежат квартиры и замок «Шато де Грусси» и виллы в Сен-Тропе общей стоимостью 52,5 млн евро. В Латвии Каримова хранит деньги и ценные бумаги на 16,5 млн долларов и владеет развекательным центром в Риге за 9 млн евро. В Ирландии у нее деньги и ценные бумаги на 300 млн долларов, на Мальте  —  самолет стоимостью 48,8 млн долларов, в Германии  —  2 млн евро, в Испании  —  82 тысячи долларов, в Гонконге  — 67 млн долларов и пентхаус за 15 млн долларов, в ОАЭ  —  32 млн долларов, а также золото на сумму 31,5 млн долларов, виллы, пентхаусы и четыре гостиничных комплекса. В России, по данным узбекской прокуратуры, у Каримовой 6 млн. долларов, пентхаус, особняк на Рублевке, 8 квартир, гостиничный комплекс, жилой дом и земельный участок общей стоимостью более 2 млн. долларов.

Фото: Mikhail Metzel

Также по теме
    Другие выпуски