Вокруг света на автожире: британскому путешественнику удалось получить разрешение на пролет над Россией

02/05/2019 - 18:34 (по МСК) Соня Гройсман

32 года назад, в мае 1987 года, на Красной площади приземлился небольшой самолетик с немцем Матиасом Рустом внутри. Тот случай стоил кресел министру обороны и нескольким генералам. И вот необычная для России история — Джеймс Кетчелл из британского городка Бейсингсток решил отправиться в кругосветное путешествие на гирокоптере с открытой кабиной, такие называют еще «игрушечными вертолетами». Обычно у всех кто пытался пролететь над Россией на чем-нибудь необычном, ничего не получалось — все упиралось в российскую бюрократию. Например, Росавиация традиционно отказывала в разрешениях. На этот раз у Кетчелла получилось. Соня Гройсман ненадолго составила компанию путешественнику.

Капитан Кетч — это Джеймс Кетчелл, британский путешественник пытается первым поставить мировой рекорд по кругосветному путешествию на автожирах. Автожир — это что-то среднее между вертолетом и парапланом с открытой кабиной. На таком, к примеру, герой Шона Коннери ловко уходит от погони в пятом фильме о Джеймсе Бонде:

Путешествие Кетчелла началось месяц назад — в британском Хемпшире. Позади — Франция, Германия, Польша, Литва и Эстония, поломки и неприятности. И вот сейчас он на пути из Пскова в Москву.

Навстречу англичанину летят такие же частные пилоты из России — двумя бортами, чтобы по небу проводить на аэродром Мячково в Подмосковье.

Александр Михайлов, руководитель вертолетного поисково-спасательного отряда «Ангел»: 

«Мы знаем место и скорость с настроенным интервалом в две минуты воздушного средства, которое нам нужно встретить. Минут десять до встречи осталось. Мы его отловим, я надеюсь».

Александр Михайлов в свободное от работы время руководит вертолетным поисково-спасательным отрядом Ангел — они помогают с воздуха искать потерявшихся людей. А еще он вместе с организацией РАОПА помогает иностранцам получить разрешения на прилет в Россию. Без них задумка Кетчелла вряд ли бы осуществилась: Росавиация иностранцев на легких воздушных судах почти не пускает.

Рубен Аганбегян, член правления межрегиональной общественной организацией пилотов и граждан владельцев судов АОПА-Россия

«Бывали случаи, когда пилоты просто писали на соответствующие адреса, которые указаны в российском официально опубликованном публично своде правил по управлению воздухом, и не получали никакого ответа».

В отличие от Европы или Америки в России для полетов на вертолетах и тем более автожирах нужно собрать массу бумаг, договориться о заправке на богом забытых провинциальных аэродромах и получить там разрешения на посадку.

Рубен Аганбегян, член правления межрегиональной общественной организацией пилотов и граждан владельцев судов АОПА-Россия

«Подобные летательные аппараты не имеют того запаса хода, как имеет Boeing современный или Airbus. Поскольку у нас аэродромов с топливом и со всеми удобствами либо мало в стране, либо они очень дорого стоят, соответствующие летчики это позволить себе не могут. Соответственно, большая часть это еще логистика выстраивания маршрута подобного перелета».

Первым совершить кругосветку на автожире мог еще в 2011 году ирландец Норман Серплас. Но, пролетев через 18 стран он столкнулся с российской бюрократией: Росавиация в течение трех лет отказывала иностранцу в разрешении на пролет по Дальнему Востоку и в итоге рекорд сорвался — Серпласу пришлось облетать территорию России через Берингов пролив. Сейчас Норман снова решился на путешествие вместе с Кетчеллом. С разрешениями ирландцу на этот раз помогли, но на пути в Россию он застрял в Германии — автожир сломался.

Александр Михайлов, руководитель вертолетного поисково-спасательного отряда «Ангел»: 

«Для нас то, что аварийной посадкой считается — для него штатная. Он набирает обороты и его винт от набегающего потока раскручивается. Мы так выполняем, когда у нас нет мощности. Он так выполняет каждый раз. <...> Мы тащим агента Джеймса Бонда на автожире. Представляете, какая у него сейчас эйфория».

Джеймс Кетчелл: «Ну что ж друзья, я только что приземлился. Даже не верится. Я прилетел на этом автожире в Москву из Англии. Я сомневаюсь, что кто-то еще на таком проделывал этот путь. Это сумасшествие».

В 2007 году Джеймс попал в аварию на мотоцикле, сломал обе ноги и руку и  два года учился ходить. А потом проехал полмира на велосипеде, переплыл на лодке Атлантический океан и залез на Эверест. Но еще ни разу не бывал в России.

Джеймс Кетчелл: «Это был просто эпичнейший полет. Вообще главная причина, почему я полетел в эту кругосветку — это попытка вдохновить молодых людей следовать своим целям и мечтам.  Если я правда хочу вдохновить подростков следовать за своими мечтами, я сам тоже должен это делать. За этим проектом — три года подготовки. Но это вообще было не просто организовать».

Во время кругосветки Кетчелл собирает деньги для двух благотворительных фондов, помогающих детям. Впереди — месяц путешествия по России, аэродромы Братска, Магадана и Анадыря — и далеко не везде путешественника будут встречать опытные пилоты.

Также по теме
    Другие выпуски