Война ради калия: могут ли арестовать Сулеймана Керимова?

26/08/2013 - 21:15 (по МСК) Тихон Дзядко, Юлия Таратута
Как Россия и Белоруссия делят калий. Союзное государство не помогло. Сперва белорусские власти арестовали генерального директора «Уралкалия» Владислава Баумгертнера, а теперь – подумывают взять под стражу еще и Сулеймана Керимова.

Об этом представители Следственного комитета Белоруссии рассказали в эксклюзивном комментарии ДОЖДЮ.

В дело о задержании главы «Уралкалия» уже вмешался премьер Дмитрий Медведев, а его первый зам – вице‑премьер Игорь Шувалов – назвал ситуацию «неадекватной». Что не поделили Москва и Минск – рассказал Стас Натанзон.

Натанзон: Белоруссия, похоже, наносит ответный удар. И весьма неожиданный. Глава «Уралкалия» Владислав Баумгертнер арестован прямо в самолете по пути из Минска. На очереди может быть и один из богатейших людей России, владелец «Уралкалия» Сулейман Керимов.

Павел Траулько, начальник отдела информации СК Республики Беларусь: «Уже на сегодня установлен размер хищения – порядка 100 миллионов долларов США. Следствие изучает материалы, содержащие противоправные действия других должностных лиц «Белорусской калийной компании», а также одного из основных акционеров «Уралкалия» Сулеймана Керимова. По мере оценки изучаемых доказательств следствием будет принято решение по аресту имущества «Уралкалий» – в том числе и находящихся за рубежом. Не исключено, что Следственный комитет республики Беларусь обратится за правовой помощью в следственные учреждения Российской Федерации. В рамках правовой помощи мы будем обращаться за помощью, не исключено».

Баумгертнер прилетел в Белоруссию на переговоры с премьер-министром страны Михаилом Мясниковичем. Собственно говоря, сразу после этой встречи он и был арестован. Из чего можно сделать вывод, что переговоры полностью провалились. В «Уралкалии» назвали задержание провокацией и чуть ли не рейдерством. Цитирую их официальный ответ «Дождю»: «Теперь, собственно, о том, зачем Баумгертнер в Белоруссию прилетал. Еще с июля тянется конфликт «Уралкалия» и «Беларуськалия». Российская компания раньше продавала весь свой товар через Минск. Но, как уверяют сотрудники «Уралкалия» в неформальных беседах, белорусская сторона норовила торговать, что называется, «налево», через подставные компании. И не делиться. В июле «Уралкалий» объявил о разрыве всех отнощений с Белоруссией. И более того, начал ценовую войну. Дело в том, что Россия контролирует почти 80% мирового рынка калийных удобрений. И чтобы поднимать цену, придерживала производство. До недавнего времени тонна калия стоила 400 долларов. Но как только война началась – цены полетели вниз. Сулейман Керимов намеренно их сбивает. Все тот же Баумгертнер не так давно заявил: цена может быть и 300 долларов и ниже уже в самое ближайшее время. В результате этого демпинга Белоруссия теряет и рынок, и деньги. По разным подсчетам, до 1 миллиарда долларов в год. Тут хочешь – не хочешь, начнешь контратаку.

Валерий Кириенко, генеральный директор компании «Беларуськалий»: «Считаем, что заявления господина Баумгернера являются беспрецедентными и, на наш взгляд, необдуманными. Они направлены не столько на достижение новых целей компании, сколько на удовлетворение личных амбиций отдельных ее менеджеров. Это касается как заявлений о готовности к снижению цен, так и о конкретных негативных действий против своего бывшего партнера ЗАО БКК, отдельные из которых заслуживают правовой оценки».

Поговаривают, атаку на «Уралкалий» инициировал сам Александр Лукашенко. Белорусский президент считает калийный рынок стратегическим для страны. Да и рейд Следственного комитета – хороший способ повысить популярность. Тут можно позаимствовать и российский опыт. Впрочем, и Сулейман Керимов пока от конфликта с Белоруссией проигрывает. Акции его компании с момента начала калийной войны держатся на 20% ниже максимума. Бизнесмен даже вынужден был начать распродажу лучших игроков своей команды «Анджи». Но тут как в любом демпинге – важно, кто кого пересидит. Пока пересиживать приходится Баумгертнеру. В Следственном комитете нам заявили, что обвинения ему уже предъявлены. И сидеть ему – месяца два до начала судебного разбирательства.

Другие выпуски