Война отменяется? Кто же уговорил Путина остановить конфликт в Украине

24/06/2014 - 18:43 (по МСК) Тихон Дзядко, Анна Монгайт

В преддверии переговоров в Вене Владимир Путин сделал жест мира  и попросил Совет Федерации отменить мартовское постановление о вводе войск на территорию Украины. 

Россия отказывается использовать армию на территории соседнего государства, где по сути идет война, впрочем официально сейчас в Донецкой и Луганской областях объявлено перемирие. Накануне до поздней ночи шли переговоры между посланниками из Москвы, Киева и представителями так называемых ополченцев.

До чего удалось договориться? Остановится ли война на юго-востоке Украины? И кто именно участвовал в мирных переговорах?

Тимур Олевский: Сам предложил сам отменил. Совет Федерации рассматривает просьбу Владимира Путина отменить разрешение на использование армии в Украине буквально в эти минуты и возможно сейчас верхняя палата просьбу удовлетворит. Ранее по просьбе Путина Совет Федерации выдал мандат на использование войск. Это было 1 марта, тогда все ждали, что российские танки вот-вот перейдут границу, но не перешли. Неофициально украинские военные давно заявляют, что Россия помогает ополченцам Донбасса оружием, и добровольцы тоже едут, хотя местных бойцов там все же большинство.

По мнению бывшего министра обороны Украины Анатолия Гриценко это просто красивый жест:

Анатолий Гриценко, экс министр обороны Украины: Ну, это скорее политический шаг, потому что никто не давал Путину разрешения формального предоставлять вооружения, диверсантов, чтобы они проникали в Крым, на восток страны. Тем не менее, это было. Это скорее политический шаг.

При этом Гриценко уверен, что пока объявлено перемирие, бойцы «ДНР» и «ЛНР» перегруппируются и нападут на Харьков и Ростов.

Но в Киеве решение Путина восприняли с энтузиазмом, по крайней мере, в администрации президента Порошенко, там заявили, что это значит, что Путин поддержал Мирный план президента Украины.

Вчера в Донецке до поздней ночи проходили переговоры, в которых принимали участие Александр Бородай, Виктор Медведчук, и Леонид Кучма.

А сегодня в окружении Бородая сообщили, что перемирие нарушается Украинскими военными по всей линии фронта.

Нестор Шурфич, депутат Рады, которого считают человеком Ахметова, уверен, что это не остановит мирный процесс:

Нестор Шуфрич, депутат Украинской Рады: Мы должны быть реалистами, после таких масштабных действия надеяться на то, что в одночасье все это прекратиться, сложно. Но я даже знаю факты сегодня, когда протестующие апеллировали, что перемирие, на их взгляд не соблюдается, я могу сказать, что реакция Киева была по тем вопросам, которые нам известны адекватной. На это момент наблюдается, стремление обоих сторон сохранить перемирие и это главное и все должны их в этом поддерживать. Сегодняшний шаг российского руководства яркая демонстрация этого. Донбасс сегодня стремиться к защите своих гражданских прав, главное для Донбасса это мир и защита гражданских прав.

Судя по тому, что никто из участников переговоров не рассказывает о чем они договорились, можно предположить, что ни украинскому обществу, ни украинским военным это не понравится.

***

Велики ли шансы усмирить восток Украины? Обсудили с сенатором, членом комитета по международным делам Игорем Морозовым.

***

Владимир Путин прибыл с официальным визитом в Вену, где сегодня обсудит с властями Австрии строительство «Южного Поток»а. А глава «Газпрома» Алексей Миллер в австрийской столице подпишет соглашение с австрийской нефтегазовой корпорацией OMV о создании совместного предприятия по строительству «Южного Потока».

Однако еще более важные встречи у российского президента в Вене состоятся с главой ОБСЕ. Владимир Путин и Дидье Буркхальтер будут обсуждать ситуацию на востоке Украины. 

Монгайт: Игорь Николаевич, скажите, как вы видите в новой ситуации способы примирения юго-востока Украины с Украиной или с какой-то, может, новой модификацией?

Морозов: Я думаю, что здесь выход только один – это мирные переговоры, продолжение недели тишины, которая должна потом перерасти в месяц, и выполнение тех возможных параграфов плана Порошенко, которые он заложил в свою программу. Я полагаю, что это будет непросто, но другого варианта у центральной киевской власти просто нет.

Дзядко: А как вы объясняете для себя сегодняшнее обращение Владимира Путина к Совету Федерации, по которому, если я правильно понимаю, голосование состоится завтра? Ведь когда разрешение на использование войск было Советом Федерации дано, войны не шло, а сейчас, когда война, по сути, идет, пусть и перемирие сейчас, это разрешение отзывается.

Морозов: Я полагаю, что это очень позитивный и последовательный шаг президента Путина. Поскольку такой же шаг сделал Порошенко в рамках программы мирного урегулирования конфликта, то, мне кажется, что когда президент России оценил военно-политическую ситуацию на Украине, он оценил баланс сил на границе и принял достаточно взвешенное решение. Я полагаю, что оно является своевременным и сегодня только сбалансирует атмосферу на переговорах между представителями ОБСЕ, киевской власти с одной стороны, и с другой – с представителями «Донецкой и Луганской республик»

Дзядко: Некоторое количество наблюдателей, политологов, комментируя сегодняшние новости, в частности комментируя решение Владимира Путина обратиться к Совету Федерации, к вам, в частности, с просьбой отозвать это разрешение, данное 1 марта, увязывают это с возможными новыми санкциями, увязывают это с судьбой трубопровода «Южный поток». Что вы по этому поводу думаете, есть ли здесь какая-то связь?

Морозов: Я думаю, что эта мотивация тоже присутствует при решении подобного рода, потому что мы живем в международной системе координат, и нам небезразличны те решения, которые мы принимаем. И одно из них – это подписание «Южного потока» как варианта диверсификации рисков. Это поможет нам принимать решения, в том числе и на международном уровне, уйти от санкций, которыми нам угрожают. Мы не хотели бы углублять кризис, который на сегодняшний день реально ощущается не только в Европе, но и в России. Решение по отзыву права президента применять вооруженные силы на территории Украины явится как раз тем позитивным шагом, который должен защитить нас от всех негативных последствий.

Монгайт: Какой следующий шаг должна совершить Россия? Как мы дальше будем двигаться в урегулировании этого процесса?

Морозов: Вы знаете, мы - не участники конфликта, и нам нет смысла никуда двигаться. Президент России неоднократно говорил своим политическим партнерам о том, что вести переговоры должна центральная киевская власть и представители юго-востока. Вчера мы видели, что эти переговоры начались, в них участвовали реальные участники конфликта при посредничестве ОБСЕ. Мы считаем, что механизм этой европейской организации как раз будет балансировать отношения между воюющими республиками и центральной властью Украины. 

Фото: AP

Также по теме
    Другие выпуски