Вкладывать деньги пенсионеров на Дальнем Востоке пока некуда

10/09/2012 - 21:09 (по МСК) Дмитрий Казнин, Мария Макеева
«Внешэкономбанк» предложил инвестировать пенсионные накопления россиян, находящие под управлением госкорпорации, в масштабные инфраструктурные проекты. Речь идет о десятках миллиардов долларов.

Впрочем, кто знает, возможно, в будущем пенсионеры на дальневосточных проектах разбогатеют. С подробностями – наш экономический обозреватель Лев Пархоменко.

Пархоменко: На только что завершившемся саммите АТЭС на острове Русский многие высокопоставленные чиновники, включая президента Путина, говорили о том, что российская экономика должна переориентироваться с Запада на Восток. И это не только жест вежливости по отношению к партнерам России по АТЭС. Азия действительно выглядит гораздо более перспективно, чем Запад и погрязшая в долгах Европа, в частности. Для того, чтобы поучаствовать в азиатском празднике жизни, России предстоит фактически повторное освоение Дальнего Востока. Именно в таком духе выражаются российские власти. Однако для столь масштабного проекта мало создать Министерство по делам дальнего Востока во главе с полпредом Виктором Ишаевым. Нужны еще и деньги. Причем огромные. Спрашивается, Где их взять? Решение этой проблемы, сообщает газета «Ведомости», как раз и придумал «Внешэкономбанк», главный отечественный институт развития.

Основным источником финансирования должны стать пенсионные накопления россиян, которые отказались отдавать их в управление частным компаниям, то есть так называемые «молчуны». Всего таких средств у «Внешэкономбанка» 1 триллион 400 млрд рублей. Использовать из них предлагается не все, а чуть больше половины – 800 млрд рублей. В ВЭБе понимают, что доходность от вложений  в новую инфраструктуру Дальнего Востока может быть ниже, чем того требует государство в случае управления пенсиями. Поэтому для прикрытия возможной недостачи предлагается прокрутить через ВЭБ еще 400 млрд рублей из Фонда национального благосостояния. Плюс к этому, у госкорпорации есть еще свой инвестфонд, который также мог бы в этом поучаствовать. Схему его работы предлагают поменять, но для этого придется зарезервировать треть теперь уже резервного фонда. На сегодняшний день это почти 600 млрд рублей. Итого: 800 плюс 600 и еще 400. Получается 1,8 трлн рублей или по нынешнему курсу 56 млрд долларов. Сумма приличная, и на первых порах для развития дальнего востока вполне достаточная. Прелесть это конструкции в том, что все эти деньги предполагается вернуть, причем еще и с прибылью. То есть госрасходов не предполагается никаких. К тому же имея 1,8 триллиона государственных вложений можно привлечь сотни миллиардов рублей частных инвестиций.

Главная же беда этой конструкции, что в основе всего лежат деньги пенсионеров. При учете того, что в пенсионном фонде уже дыра 1 триллион рублей, идея отправить на дальний восток еще 800 млрд, мягко говоря, беспокоит, как экономистов и политиков, так и самих пенсионеров. 

Вообще, вложение пенсионных средств в инфраструктурные проекты – это классика инвестиционной политики западный пенсионных фондов. Такие проекты обеспечивают долгосрочный – 10-15-20 лет – и достаточный – несколько процентов годовых – доход. То, что надо для будущего пенсионера. Но тут классика накладывается на российскую действительность – гигантские проекты с огромными вложениями, которые заканчиваются ничем. И пока гарантий того, что освоение Дальнего Востока не окажется такой же бессмысленной тратой денег, как например, реформа полиции нет. Об этом же говорят и экономисты.

«Это возможно, но при определенных условиях – в ограниченном объеме, если проекты будут иметь рейтинг надежности. Нельзя на часть этих средств строить один объект. Много таких проектов начинается в стране. Можно участвовать в части этих проектов», – считает бывший министр финансов России Алексей Кудрин.

Возьмем самый известный ныне мегапроект на Дальнем Востоке – гигантский мост на остров Русский. Он уже построен, а споры о его целесообразности до сих пор не утихают. Или вот газопровод Сахалин–Хабаровск–Владивосток. Его только недавно ввели в эксплуатацию, а эксперты и участники рынка уже говорят, что он обречен на убыточность.

Это как раз те случаи, когда «рейтинга надежности от международных институтов», как выразился Кудрин, нет никакого. Одно радует, на эти стройки пенсионные накопления использовать не успели. Впрочем, по словам главы одного из крупнейших частных пенсионных фондов, управляющей компании «Капиталъ» – Вадима Соскова, уроки из прошлого извлечены, и идея ВЭБа звучит вполне здраво. Негосударственные пенсионные фонды и сами были бы рады поучаствовать в таких проектах, но требование государства к НПФ показывать прибыль каждый год, – не позволяет этого сделать, считает он.

Сосков: В настоящее время деньги, по своей составляющей, - ресурс на год, потому что есть понятия сохранности, возвратности и в этой ситуации инвестировать долгосрочно для негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний опасно, если государство не примет меры сделать эти средства долгосрочным инвестиционным ресурсом.

Предложения ВЭБа направлены в рабочую группу по подготовке заседания Госсовета по развитию Дальнего Востока. Он состоится в октябре. Именно тогда, по всей видимости, и станет известно принципиальное решение.
Другие выпуски