Ветеран спецподразделения «Вымпел» Ермолин о бегстве из вологодской колонии: «Классная операция, но не продуманная до конца»

22/03/2012 - 21:29 (по МСК) Ольга Писпанен, Михаил Фишман
История на грани кинематографа сегодня произошла в России. Из колонии в городе Шексна в Вологодской области бежал заключенный. Причем ощущение, что автором плана побега был голливудский сценарист.

В 9 утра во время традиционного утреннего построения над двором колонии завис вертолет. С него вниз скинули веревочную лестницу, по которой поднялся на борт заключенный Алексей Шестаков, приговоренный к 24 годам за убийства, из которых отсидел 12. Вертолет сделал демонстративный круг вокруг колонии и улетел.

Причем угнали вертолет сообщники Шестакова, угрожая экипажу пистолетом. Они долетели до Вологды, приземлились на оживленную трассу, пересели в ожидавший их там автомобиль и скрылись в неизвестном направлении, бросив вертолет вместе с пилотами на дороге. После плана «Перехват» бежавшего преступника удалось задержать. Подельников ищут до сих пор.

Тюрьма, изгнание – один из самых разработанных жанров в литературе и кино. Тема побега тоже. Пока чиновники не расценивают показ таких сцен как пропаганду и призыв, как это случилось с курением, можно вспомнить самые заметные сцены с изображением беглецов.

Фильм 1996 года «Скала» с Шоном Коннери и Николасом Кейджем. Агент британской разведки Джон Патрик Мэйсон бежит из неприступной тюрьмы, чтобы позже внедриться к военным, захватившим знаменитую зону «Алькатрас». Так что в фильме показан не только побег, но и то, как можно внедриться в систему тюремной жизни ради высоких целей.

Еще один пример – фильм 1985 года «Поезд Беглец» Андрей Кончаловского. Причем, исполнитель главной роли Джон Войт получил за эту работу «Оскар». Конфликт начальника тюрьмы и заключенного. Последнего суд вроде как должен выпустить, но надзиратель пытается отомстить, что и приводит главного героя к идее побега. Причем, бежит вместе с ним актер Эрик Робертс, играющий насильника. Побег осуществляется через канализацию.

Действие четвертой части фильма «Миссия невыполнима» начинается в русской тюрьме. Итону Ханту, которого играет Том Круз, удается совершить побег. После этого задачей Хант и его спецкоманда пускаются на поиски преступника и водят вокруг пальца русские спецслужбы, руководит которыми Владимир Машков.

Австралийская драма «Бангког Хилтон», захватившая российских телезрителей в перестроечный годы. Сначала по сюжету из тайской тюрьмы «Бангкок Хилтон» бежит герой Стэнтон. Потом из этой же тюрьмы, откуда никто не возвращается, убегает главная героина Катрина, которую играет Николь Кидман. Ее арестовали на тайской границе из-за подкинутых наркотиков. В тюрьме Катрина знакомится с одной из сокамерниц, которая рассказывает, как можно бежать через мужской туалет и мусорную шахту.

Классика тюремного жанра – фильм «Побег из Шоушенка» 1994 года по книге Стивена Кинга. Герой, вице-президент банка Энди Дюфрейн приговорен к пожизненному заключению за убийства, которых не совершал. В тюрьме, говорят это есть и в российской практике, если заключенный образован, Дюфрейн даёт охранникам финансовые и юридические консультации, помогает заполнять налоговые декларации и даже участвует в финансовой махинации для своего будущего спасения.

Из новейшего кино – фильм сербского режиссера Флорина Сербана «Хочу свистеть, свищу». В 2010 году он был удостоен «Серебряного медведя» на Берлинском кинофестивале. Правда, тюрьмы и побег показаны здесь, как положено в авторском кино, без спецэффектов и каких-то ужасов. Даже нет ответа, за что сидит в исправительной колонии молодой парень. Главное – финал с полями, цветами и ощущением свободы.  


Эту тему обсудили с ветераном спецподразделения «Вымпел», обозревателем «Нью Таймс» Анатолием Ермолиным, а также с вице-президентом Международной ассоциации ветеранов антитеррора «Альфа», полковником ФСБ в отставке Алексеем Филатовым.

Писпанен: Фантастическое начало: прилетел вертолет, скинул лестницу, человек спокойно - как Мюнхгаузен, посвистывая - забирается по этой лестнице. А где находится периметр, охрана, еще что-то? Он спокойно улетает, а потом только включаются службы.

Филатов: Я думаю, что бывают режимы, где просто нет вооруженной охраны. Я имею в виду, что есть какая-то территория, где нет непосредственно вооруженной охраны, то есть есть такой периметр, который нельзя преодолеть. Может, там под током колючая проволока.

Писпанен: Вообще-то у нас не так часто бегут из тюрем. В кино чаще это показывают.

Филатов: Нет, мы, наверное, нечасто узнаем об этом. Но таким методом, можно, наверное, сказать, что в первый раз. Просто это такой необычный метод, поэтому эта история вызвала такой резонанс.

Писпанен: А почему, вы думаете, так быстро их поймали? Уже говорили, что задержали еще одного сообщника. Того, кто уже на такси от вертолета его вез.

Филатов: Это только говорит о том, что они непрофессионалы все-таки.

Фишман: Но энтузиасты своего дела.

Филатов: Больше похоже было на шутку.

Писпанен: То есть, думаете, что это шутка такая была?

Филатов: Встретились два мужика, выпили, поспорили…

Писпанен: "А давай-ка парня вытащим из тюрьмы!".

Ермолин: Ну, побеги и проникновения - это, конечно, по нашей части. Я хочу сказать, что это классная операция, но не продуманная до конца.

Писпанен: То есть, они не знали куда деваться.

Ермолин: Это тот случай, когда найдено ключевое решение и не продумано второстепенное. То есть был продуман ключевой элемент операции - собственно, побег человека из тюрьмы. Но отход тщательно не был спланирован. Это говорит о том, что, к счастью, наши уголовники еще недостаточно профессиональны в проведении подобных спецопераций.

Писпанен: Надо еще им фильм посмотреть, наверное.

Филатов: В первой части им еще повезло, я думаю. Вторая проще ведь исполняется.

Ермолин: Нет, ну почему. Я думаю, что связь зоны и свободы - она все равно существует, поэтому у них была информация о том, что с воздуха не прикрыта. Кстати, это не такой редкий случай. Если спросить у пограничников - они могут рассказать, какие есть изобретения, когда люди перелетали через колючую проволоку.

Писпанен: Пересечение границы, наверное, более распространенное нарушение, чем побег из тюрьмы.

Ермолин: Вы все фильмы вспомнили, кроме одного, наверное, самого главного - "Побег". Это классика о том, как человек учится водить вертолет и так далее.

Фишман: Спасибо большое нашим гостям. 

Также по теме
    Другие выпуски