В первом чтении примем, во втором поправим. Глава профильного комитета ответил возмущенным попыткой запрета рекламы на платных каналах

27/06/2014 - 22:32 (по МСК) Павел Лобков, Лика Кремер

Комитет одобрил две поправки к закону «О рекламе», которые уже вызвали возмущение у участников рынка. В одном документе речь идет о снятии ограничения в 35% для одного продавца рекламы в СМИ, а другой законопроект и вовсе запрещает любую рекламу на платных телеканалах.  Поправки, напомним, были подготовлены  лидером «Российской партии пенсионеров за справедливость» Игорем Зотовым, который в Думе входит во фракцию «Справедливой России».

Поправки к закону «О рекламе» продвигаются удивительно быстро. В первом чтении депутаты рассмотрят поправки  уже 1 июля – всего через неделю после их внесения.  В комитете не скрывают, что Госдума может принять поправки к закону «О рекламе» до конца весенней сессии.  А между тем, они уже успели стать скандальными, прежде всего, в той части, где речь идет о запрете рекламы на платных телеканалах.  Все это приведет к переделу рекламного рынка, часть телеканалов будут вынуждены прекратить вещание, часть  — поднимут плату за свой контент для кабельных операторов, а те, в свою очередь, увеличат стоимость для потребителя, говорят участники рынка. Некоторые уже увидели в этом очередную попытку государства монополизировать информационное поле.  Так или иначе, похоже, что за этими поправками стоят лоббистские группы, говорит первый зампред комитета Госдумы по экономической политике, справоросс Михаил Емельянов.

На все неэфирные каналы (а их в России около трех сотен) приходится примерно 2% рынка телевизионной рекламы. Нынешние поправки нарушают антимонопольное законодательство, убежден президент Национальной ассоциации телерадиовещателей Эдуард Сагалаев:

Я, мягко говоря, критично к этому отношусь. Я считаю, что они [поправки – прим.ред.] не являются продуманными. Они непроработаны и поспешны. Они нарушают ряд положений Конституции и антимонопольного законодательства. Мы выступаем против этих поправок и уже направили более конкретные документы в  Госдуму и министерство связи. Мы будем бороться против этих поправок всеми силами.

В пресс службе Федеральной антимонопольной службы «Дождю» сообщили, что в ведомство текст поправок пока не поступал, а потому эту тему там не комментируют.  Впрочем, все это не единственная проблема. Из текста поправок не ясно, на кого именно они распространяются. В законопроекте говорится: «Не допускается распространение рекламы в телепрограммах, телепередачах по телеканалам, доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе и (или) с применением декодирующих технических устройств». Однако, вряд ли это можно это считать понятным определением платности, ведь с помощью декодирующих устройств частично распространяют свой сигнал и федеральные общедоступные каналы, а разобрать, где именно абонент платит за услугу связи, а где — за доступ к телеканалу,  часто бывает крайне сложно.  Эти доводы содержатся в критическом письме, которое еще накануне ассоциация кабельного телевидения отправила в Госдуму.

Юрий Припачкин, президент Ассоциации кабельного телевидения:

Мы выступаем за формирование понятной модели платного телевидения, связанной с тем, что могут быть разные источники дохода, могут быть разные взаимоотношения между кабельными операторами и телерадиокомпаниями.  В рамках этого документа нам внушили опасения две вещи. Первая – появление термина  «платное телевидение» в официальных документах, который пока нигде законодательно не описан и не закреплен. Вторая тема – тема, связанная с нишевыми телеканалами. Если это нишевый телеканал, рассчитанный на нишевую аудиторию, которая интересуется этой тематикой, то подписка может дать финансовый результат. Если это новостной телеканал (а новостные телеканалы – самые дорогие [в производстве – прим.ред.]), здесь нужно искать какую-то другую модель. Не секрет, что многие операторы кабельного телевидения и местные телекомпании, которые вещают только в кабельных сетях, существуют только за счет местной рекламы. Комитет по экономической политике, который сегодня одобрил поправки

к закону «О рекламе», возглавляет единоросс Игорь Руденский. ВИДЕО В прошлый раз его имя упоминалось в прессе в связи с расследованием соратников Алексея Навального о членах кооператива «Сосны».  Накануне «Коммерсант» написал, что в письме в Совет Госдумы Руденский отметил, что нынешние поправки имеют «чрезвычайную важность», а потому должны быть приняты как можно скорее. Сегодня, впрочем, он утверждает, что это – не его слова. И обещает позвать всех недовольных в Госдуму.

Игорь Руденский, глава комитета Госдумы по экономической политике:

Да, все, конечно, будет. Как только законопроект будет рассмотрен в первом чтении, мы ко второму  чтению соберем все заинтересованные стороны, рассмотрим все поправки и бизнес-структур, и общественных организаций. В понедельник-вторник мы всех соберем. Вы знаете, письма пишут все. Мы же комитеты проводим открытые: пожалуйста, приходите все.

 Пресс-секретарь Дмитрия Медеведева Наталья Тимакова сообщила «Дождю», что поправки к закону «О рекламе» поступили в аппарат правительства только накануне, и, с учетом этого, там вряд ли успеют дать свое заключение по пакету законопроектов.

Другие выпуски