В Европе ищут неонацистское подполье

25/07/2011 - 22:53 (по МСК) Михаил Зыгарь, Татьяна Арно

Норвегия отказала в трибуне террористу. Суд над Андерсом Брейвиком – несмотря на его просьбы – пройдет в закрытом режиме. Андерс Брейвик, убивший 93 человека, хотел облачиться в костюм ордена Тамплиеров, к которому он себя причисляет, и всему миру – в прямом эфире - рассказать, зачем убивал. Но такой пропаганды националистических идей даже толерантная Норвегия не допустила.

Все прошедшие с момента трагедии три дня, по всей Европе искали неонацистов. Канцлер Германии Ангела Меркель – она и сама была в черном списке норвежского стрелка – предложила запретить у себя на родине Национал-демократическую партию. Премьер Венгрии – ограничить деятельность партии "Йоббик" – девиз которой "Венгрия принадлежит венграм".

Последние два года Старый свет переживал правый поворот. То в Австрии, то в Финляндии, то в Дании - на парламентских выборах по 20-30% набирали если и не неонацисты, то ультраправые. В политическую моду крепко вошла антииммигрантская риторика.

Пройдет ли теперь любовь европейцев к националистам, и с кем из ультраправых был связан Андерс Брейвик?

Если почитать теперь уже знаменитый манифест Андерса Брейвика, ни за что не покажется, будто он – один в своей борьбе. Хотя теракты он предположительно готовил самостоятельно, Андерс Брейвик не раз упоминает загадочных сторонников и менторов из разных стран Европы. И складывается ощущение, что он лишь ячейка в хорошо организованной и, возможно, опасной террористической сети. Он, например, подписал манифест следующим образом: "Эндрю Брейвик, Лондон, 2011 год. Юстициар, рыцарь Ордена Тамплиеров в Европе".

Об этой организации он писал не так много. По его словам, новый "Орден Тамплиеров" был образован в Великобритании в 2002 году, и Андерс Брейвик присутствовал на первом его собрании. Он туда попал после встречи "с сербским командиром ордена и героем войны в Монровии, Либерия". А потом познакомился со своим наставником, которого называл "Ричардом Львиное Сердце". На встрече в Лондоне присутствовали представители России, Греции, Голландии и Франции – все успешные предприниматели и политики. Они якобы дали своему подопечному долгосрочные задания и поручили найти €3 млн на развитие организации и планирование, с чем он не справился.

Существует сайт с такой же аббревиатурой, какую Андерс Брейвик использовал для обозначения ордена тамплиеров. Но он никакого отношения к его предполагаемой организации не имеет, и с сегодняшнего дня уже в грубых выражениях об этом сообщает.

Норвежский террорист упоминал еще о своих связях с британскими крайне правыми движениями. Например, с Лигой английской обороны. Ее приверженцы тоже настроены против ислама и мусульман. Один из ее участников сообщил, что как-то встречал Андерса Брейвика на одной из демонстраций. А сам норвежец утверждает, что придумывал для британских экстремистов идеологию. Сами они это отрицают и настаивают, что никогда не были сторонниками насилия, предпочитая устраивать марши и митинги.

Андерс Брейвик налаживал связи еще с одной британской антиисламской группой под названием "Остановит исламизацию Европы". Но ее лидеры отказались включать его в свою группу на , потому что им его взгляды показались неонацистскими.

Другими словами, от связей с Андерсом Брейвиком все открещиваются, называя его либо идиотом, либо сумасшедшим. Тем не менее, на суде Андерс Брейвик заявил, что в его организации есть 2 ячейки. Норвежская полиция ведет поиск его сообщников, есть подозрения, что кто-то помогал ему устроить расправу на острове Утойа.

Даже если он действительно работал один, многие исследователи говорят, что терактов в Европе стоит ждать от крайне правых экстремистов. Еще два года назад об этом предупреждали британские эксперты по борьбе с терроризмом. Как мы видим на примере Андерса Брейвика, правое движение в Европе не угасает, а немного меняет профиль. Если раньше речь шла о том, что арабы или, возьмем общее, просто хуже белых европейцев и отнимают у них работу, то сейчас риторика немного другая.

Ислам, как пишет Андерс Брейвик, это другая культура, и ее невозможно встроить в европейскую систему ценностей. С ней надо бороться, и в новом столкновении цивилизаций все средства хороши.
Также по теме
    Другие выпуски