В Екатеринбурге считают: вероятность того, что суд лишит Евгения Ройзмана кресла мэра, равна нулю

01/10/2013 - 16:38 (по МСК) Тихон Дзядко
Тихон Дзядко обсудил с редактором портала 66.ru Сергеем Паниным коллективный иск от четырех депутатов городской думы Екатеринбурга, в котором они требую признать недействительными решения своих коллег от 24 сентября – в том числе решение об утверждении Ройзмана мэром города. 
Дзядко: Мы знаем, что завтра суд в Екатеринбурге будет рассматривать вопрос о законности проведения первого заседания Городской Думы, в ходе которого был утвержден Евгений Ройзман в качестве мэра города. Сам Евгений Ройзман, насколько я понимаю, не опасается этих претензий на свой счет со стороны депутатов, со стороны прокуратуры. Насколько, на ваш взгляд, велика вероятность того, что по его позициям как мэра города в процессуальном порядке может быть нанесен какой-то удар?

Панин: Вероятность того, что по позициям Ройзмана будет нанесен какой-то удар, нулевая, поскольку Ройзман в этой ситуации оказался пострадавшим, по большому счету. Все дело в том, что по уставу Екатеринбурга в заседании Гордумы должно участвовать две трети депутатов. Но 24 сентября в заседании участвовало 23 депутата, а должны были участвовать 24 депутата. На этом заседании Евгений Ройзман был формально утвержден как мэр Екатеринбурга.

У нас в законе есть какая-то странная позиция о том, что уже избранного мэра утверждает Городская Дума, это формальная процедура, по большому счету. Однако, чтобы заседание состоялось, администрация города пошла на хитрость – они сделали перенос заседания и провели его через 10 минут. По их мнению, в уставе есть такая статья, позволяющая сделать это, если примет участие хотя бы половина депутатов плюс 1, то есть 19 человек, а их было 23. Соответственно, через 10 минут они провели второе заседание и утвердили Ройзмана, в том числе. Однако депутаты из «Справедливой России» и «Партии пенсионеров» считают, что данный перенос был незаконен, и они обратились в суд с этой претензией. Их, кстати, прокуратура поддержала. Теперь может получиться такая ситуация, что завтра Ленинский суд скажет, что заседание было незаконно, поскольку действительно было 23 человека, и тогда Ройзман формально снова перестанет быть мэром. Но это все формальность, и Ройзман здесь сбоку, по большому счету, то есть он не имеет ни единого шанса потерять свой пост.

Дзядко: А как вы объясняете политическую подоплеку всего происходящего, если вам очевидно, что вероятность равна нулю?

Панин: Дело в том, что в Екатеринбурге, к сожалению, мэр не имеет фактически никаких полномочий, все полномочия в своих руках будет иметь сити-менеджер – глава администрации Екатеринбурга. Собственно говоря, на первом заседании утвердили 6 из 9 кандидатов в комиссию, которая будет отбирать кандидатов в сити-менеджеры. В городе у нас есть некая борьба между губернаторов области Куйвашевым и городскими властями. Я так понимаю, что губернаторская администрация желала, чтобы в этой комиссии было больше их людей, и их цель была – сорвать заседание. Об этом говорит то, что среди не пришедших на заседание были, в том числе депутаты «Единой России», которые, по мнению аналитиков, поддерживают губернатора. В «Единой России» есть промэрские силы и прогубернаторские. Соответственно, вся эта возня вокруг незаконности заседания она связана с большей степени не с Ройзманом, а с назначением выборов сити-менеджера и выбором комиссии, которая будет отбирать кандидатов.

Дзядко: Если вернуться к тому, о чем вы сейчас говорили, о полномочиях, которыми располагает мэр города Екатеринбурга. Насколько, на ваш взгляд, после того, как утихнут все эти баталии вокруг утверждения Евгения Ройзмана, давайте представим, что завтра Ленинский суд не принимает никакого решения, которое могло бы отрицательно сказаться на судьбе Евгения Ройзмана, он спокойно продолжает действовать в качестве мэра города, насколько он будет весомой фигурой в городе, весомой фигурой в крае, в области или же это будет более символическая должность?

Панин: На самом деле, для меня это является загадкой. Сможет ли Ройзман превратить свой авторитет, который, безусловно, есть в Екатеринбурге у него, что показали выборы, в какую-то силу. Сейчас, мне кажется, Евгений Вадимович несколько накренился в сторону городской администрации. Он говорит, что заседание было законным, он поддерживает кандидата в сити-менеджеры Якоба, которого хочет выдвинуть городская администрация, скорее всего, выдвинет городская администрация. То есть он свой авторитет в эту сторону сейчас наклонил. Правильно он сделал или нет, покажет только время. Понятно, что формально у Ройзмана нет полномочий, он имеет право разрезать ленточки, вести заседание Гордумы и все такое прочее, ничего существенного. Я думаю, что все-таки мнение Ройзмана будет весомо, поскольку оно было весомо и до избрания его мэром. В этом, мне кажется, сила Ройзмана, в том, что его авторитет был и остался.

Дзядко: Если говорить о переменах, каких-то изменениях, связанных с избранием Евгения Ройзмана мэром Екатеринбурга. На ваш взгляд, может ли это внести какие-то коррективы в судьбу Аксаны Пановой, в перспективы ее уголовного дела?

Панин: Я не знаю. Здесь есть разные версии, что якобы Ройзмана просили не идти в мэры, тогда для Пановой будет какое-то смягчение, я не знаю. Куда повернется эта ситуация, для меня лично большая загадка. Ситуация Пановой – это ситуация очень непростая и неоднозначная, как зачастую ее трактуют федеральные СМИ, на мой взгляд.

Другие выпуски