Узник Болотной Сергей Кривов голодает уже 55 дней. Адвокат не может его отговорить

13/11/2013 - 18:19 (по МСК) Мария Макеева

Уполномоченный по правам человека Владимир Лукин убежден, что проходящему по болотному делу Сергею Кривову следовало бы смягчить меру пресечения   по состоянию здоровья. Отец двоих детей, кандидат физико-математических наук, 52 хлетний Кривов, которого обвиняют в участии в массовых беспорядках на Болотной площади в мае 2012 го года, объявил в СИЗО голодовку. Маргарита Журавлёва побывала сегодня на очередных слушаниях по Болотному делу.

Журавлева: Сергей Кривов находится в числе тех 12-ти людей, которых сейчас судят по «Болотному делу». Процесс идет с 6 июня этого года, уже чуть больше пяти месяцев. Сначала шел он в Московском городском суде, теперь он переехал в Никулинский. Вообще складывается ощущение, что все происходящее в Никулинском суде похоже на уроки у старшеклассников по субботам, когда в школе практически никого нет, есть несколько только групп людей, которые находятся в этот момент в суде. Кажется, что в Никулинском суде кроме «Болотного дела» ничего и нет.

Сегодня было два допроса. Сначала допросили свидетеля, который проходит по эпизоду Леонида Ковязина, фотографа из Кирова, журналиста, который якобы, как считает следствие, переворачивал на Болотной туалетные кабинки. В этом выразилось его участие в массовых беспорядках. Этот мужчина – сотрудник полиции – видел, как кабинки эти переворачивали, Ковязина он не видел. По сути, ничего сенсационного, важного в его показаниях не было, кроме того, что кабинки действительно переворачивали. Но мы это с вами знали из видео и фотоматериалов. Вторым человеком был потерпевший омоновец, он проходит по эпизоду Ярослава Белоусова, того самого человека, который якобы, опять же по версии следствия, бросил в кого-то из омоновцев бильярдный шар. Защита считает, что это был лимон, удивляется, откуда у человека, который пришел на протестную акцию, мог быть с собой бильярдный шар. Омоновец этот получил травму головы, удар в плечо. У него были какие-то проблемы с кистью. Ничего особенного он тоже не сказал. Единственное – узнал Ярослава Белоусова, сказал, что в какой-то момент видел фотографии в интернете, он виделся с ним у следователя и узнал его по строению фигуры.

Что касается Сергея Кривого, который голодает уже 55 дней, если не знать, что он голодает, можно подумать, что просто человек устал от этого изматывающего процесса. Он раньше шел три дня в неделю. Это непросто – приехать в суд к 12 часам и освободиться около 6-7. Процедура довольно сложная – из 12 человек 9 содержится в СИЗО. Их довольно рано поднимают – около 6-7 часов утра, потом довольно долго везут до здания суда по пробкам. Это технические особенности, что нельзя взять и посадить человека, как мы с вами садимся в такси или в свою машину и куда-то едем, куда нам нужно. Затем заседание заканчивается, и их еще очень долго не развозят по своим СИЗО. Даже если привозят, то бывает так, что очень долго они ждут, пока их поднимут в камеры.

Сегодня Владимир Акименков сказал, что в своей камере он оказался в половине второго ночи, через несколько часов его разбудили и повезли на заседание. Кривов, действительно, голодает. Нам даже удалось с ним коротко поговорить о том, как он себя чувствует.

Сергей Кривов, подсудимый: Спасибо, нормально.

Журавлева: Сколько дней уже?

Сергей Кривов, подсудимый: 55.

Журавлева: Когда планируете заканчивать?

Сергей Кривов, подсудимый: Когда дадут протоколы.

Журавлева: Вам до сих пор не дали протоколы?

Сергей Кривов, подсудимый: Нет. Если бы дали, я бы закончил.

Журавлева: Сергей Кривов всегда очень внимательно относится к процессу, часто записывает, что говорят свидетели, потерпевшие даже не по его эпизодам. Поэтому для него было очень важно, он хотел получить протоколы заседаний. Этим и была вызвана его голодовка.

Мы спросили о его голодовке и о состоянии Кривова, о том, почему было, с одной стороны, странное новостное сообщение о том, что есть голодовка, с другой стороны, у него забрали из камеры еду. На эти вопросы нам ответил адвокат Вячеслав Макаров.

Вячеслав Макаров, адвокат Сергея Кривова: Он нас сейчас содержится в СИЗО №1 «Матросская тишина» в одиночной камере, продукты у нег отсутствуют, так что подъедать тихонечко он не может. Такой возможности он лишен. Да он бы никогда этого не делал, у него уже вторая голодовка идет. Он уже до этого где-то 43 дня голодал. На сегодняшний день мы имеем справку, которую выдали нам 31 октября для суда о том, что он голодает с 19 сентября 2013 года. Но больше никаких мер с точки зрения защиты, полноценного медицинского обследования не применялось. Внешний осмотр, сбор крови, измерение иногда давления и взвешивание – это все меры медицинского контроля, которые применяются по отношению к Кривову. Я считаю, что этого недостаточно, тем более, на данной стадии неизвестно, в каком состоянии здоровья он находится.

Журавлева: На мой вопрос, пытался ли Вячеслав Макаров отговорить своего подзащитного от этой голодовки, он сказал, что да, конечно, буквально каждый день, когда у него есть возможность с ним поговорить, несколько раз в день подойти к его клетке, пытается его убедить, что это нужно сделать. Потому что бывают разные случаи, бывает так, что человек чувствует себя хорошо, когда довольно долго держит голодовку, а потом оказывается, что у него происходят какие-то необратимые процессы в организме. Это может вызвать какие-то серьезные хронические заболевания, серьезные проблемы со здоровьем. Но Сергей Кривов непреклонен, он ждет протоколов. Мне не удалось добиться у Вячеслава Макарова ответа на вопрос, должны ли Кривову предоставить эти документы. Он говорит, что Кривов голодает, потому что его обвиняют в противоправных действиях, получается, судят по закону, а в отношении него этот самый закон не исполняют.

Что касается того, когда закончится этот процесс, никакой официальной информации об этом нет. Но адвокаты говорят о том, что по всем 12-ти людям уже выступили свидетели и потерпевшие, по каждому эпизоду более-менее понятно. По крайней мере, выступили люди со стороны обвинения. Получается, что, скорее всего, в ближайшие недели закончится представление доказательств со стороны обвинения, дальше будет очередь стороны защиты. Сколько это времени займет, сложно сказать, но есть такой ориентир – 12 декабря. Это День Конституции, когда должна будет назначена амнистия. Непонятно, смогут ли люди, которые проходят по событиям на Болотной, по ней выйти.

Было много разной информации, но если раньше говорили про Олимпиаду, что конец зимы следующего года является ориентиром, когда должен быть приговор, то сейчас, возможно, все случится скорее. Напомню, что всем грозят реальные сроки, максимум, видимо, никто не получит, потому что среди них нет людей, которые до этого сидели, у которых есть какие-то отягчающие обстоятельства. Наоборот, у очень многих есть смягчающие, например, дети, как у Сергея Кривова. У него двое детей. 

Другие выпуски