Следственный комитет вмешался в скандал с SMS

18/07/2011 - 21:37 (по МСК) Татьяна Арно, Дмитрий Казнин

Председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин поручил провести проверку по факту утечки SMS-сообщений в открытые источники. 

  Днем Яндекс порадовал своих пользователей тем, что опубликовал почти 8000 сообщений абонентов Мегафона, которые были отправлены с сайта сотового оператора. Интересно, что сообщения в основном личного характера. Прочитать их можно было без труда – забив адрес в строку поиска. Уже через некоторое время ссылка перестала работать. Но тем не менее, у многих эти сообщения сохранились в кэш-памяти.  

Яндекс сразу же сообщил, что это ошибка Мегафона – по словам официального представителя компании Яндекс, на сайте оператора сотовой связи отсутствовал файл, который отвечает за блокировку данных для индексакции поисковыми машинами. Критический для поисковых роботов файл - robots.txt сделал SMS пользователей доступными для запросов других пользователей. 

Мегафон в свою очередь считает, что это вина Яндекса. Вот что заявил нам руководитель департамента бизнес -коммуникаций компании Мегафон Роман Проколов.

Проколов: Этот сбой затронул порядка 8000 сообщений наших клиентов. В то же время, через мобильную сеть, через мобильные устройства каждый час отправляются порядка двух триллионов СМС-сообщений, и все они надежно защищены. Также хотелось бы отметить еще одно обстоятельство, то, что тексты сообщений, о которых сегодня много говорили, эти тексты не хранятся на сайте мобильного оператора. И таким образом, несанкционированный доступ к тексту сообщений наших клиентов мог возникнуть через некоторые интернет-сервисы Яндекс и это подтверждает также тот факт, что в другие поисковые системы эта информация не попала.

Реакция Мегфона и Яндекса и Следственного комитета показывает, что предположения блоггеров о том, что это был пиар ход вряд ли правдивы. Скорее всего это было действиетльно утечка данных. Эксперты по этому рынку также считают, что вряд ли Мегфон пытался добиться популряности таким способом. Однако, даже если это была утечка, вряд ли она серьезно отразится на бизнесе Мегафона. Так считает ведущий аналитик компании Mobile Research Group Эльдар Муртазин.

Муртазин: В финансовом плане, нет, не навредит. В репутационном, то, что мы обсуждаем, уже навредило, но если говорить не о эмоциях, а о бизнесе, то ничего не изменится. По сути, «Мегафон» как рос, так и будет расти. В какой-то мере это предаст остроты, возможно, но реально не повлияет на бизнес компании вообще никак. Я сегодня разговаривал примерно с десятком человек, кто фигурирует в этом, как адресаты сообщений, и они все говорят: «Мы пока не понимаем что делать. Мы не очень расстроены, и вообще, воспринимаем скорее с юмором эту ситуацию. Ничего страшного для нас не произошло».

  В Мегафоне также заявили, что главное на данный момент было устранить утечку, а вот что дальше с клиентами. которые не обрадовались тому, что тексты их сообщений прочитали все кому не лень - пока не обсуждалось. В компании ждут реакции абонентов. А с нами в студии блогер Антон Коробков. Добрый вечер.

Арно: Антон, как вы считаете, это все-таки запланированная акция или утечка?

Коробков: Я тут с Ксенией не соглашусь абсолютно, потому что мы, конечно, привыкли, что сейчас в соцсетях каждый день какие-то вирусные компании проходят, ролики, реклама и все прочее. То есть сплошной пиар, куда ни посмотри. Но, если объективно смотреть, мне кажется, пользователь все-таки с негативом воспринимает это, ведь это наша личная информация. Может быть, у кого-то были там любовники, любовницы, банковские пин-коды или номера карточек, мало ли кто что пересылает в СМС. Я думаю, уж точно негативный будет шлейф, и вряд ли это как-то в позитив можно перевести.

Казнин: То есть, вы имеете в виду, что все-таки была утечка случайная, досадная дырка вот где-то там?

Коробков: Непонятно, откуда это все возникло, как вообще люди узнали, что это все в Яндекс?

Арно: Утечки же не может быть, значит, кто-то должен взять на себя ответственность, какие-то хакеры.

Коробков: Может быть, это саботаж какой-то был внутри компании «Мегафон». Может быть, какой-то специалист, который занимался поддержкой сайта и решил так пошутить или насолить, всякое же бывает, все может быть.

Казнин: Я к чему веду, просто вы имеете в виду, что вы не согласны с Ксенией?

Коробков: С Ксенией абсолютно не согласен.

Казнин: Вы просто невнимательно слушали, она то же самое рассказала.

Коробков: Она да, но все-таки у нее была позиция, что это может быть пиар-акция. А если говорить о Яндексе, у меня тоже есть пресс-релиз Очира Манджикова, это пресс-секретарь Яндекс, он здесь подробно объясняет, как работает робот Яндекс. Он заходит на сайт и кушает, так сказать, всю информацию, которую не запрещает хозяин сайта. Там специальный файлик robots.txt, если его нет, то, как бы он все читает, добавляет к себе в поиск, можно найти все, что угодно. Если этот файлик установлен, то робот это, естественно, не будет поедать, индексировать и выдавать потом. Здесь же его не было. Либо забыли, либо намеренно так оставили.

Казнин: Вы ведь специалист по вирусному маркетингу?

Коробков: Да.

Казнин: Смотрите, говорим уже об этом весь день, написали об этом все: интернет-порталы, телевидение, газеты завтра выйдут стопроцентно с утра с кричащими заголовками. В общем, с плюсом или с минусом, неважно, на самом деле, ведь как специалист по вирусному маркетингу вы знаете, что в минус, это может быть даже и к лучшему. Скорее всего, наказан никто не будет, потому что утечка, легко доказать, была случайной, это было непреднамеренное обнародование данных личных, да и в этих самых СМС нет никакой информации, за которую пользователи поднимали бы претензии.

Коробков: Вы все 8000 прочитали?

Казнин: По крайней мере, просмотрели, и просмотрели их очень многие люди.

Коробков: И вам звонили, я знаю, люди, которые отправляли.

Арно: Я хотела бы все-таки встать на защиту тех, кто считает, что это пиар-акция, потому что очень многое кажется странным. Например, практически на всех сообщениях нет подписи.

Коробков: Татьян, мы же как пишем с вами СМС, мы же никогда не подписываемся.

Арно: С сайта.

Коробков: Эта привычка она может оставаться.

Арно: Когда тебе приходит сообщение с сайта, ты должен подписаться, потому что неизвестно кто посылает.

Казнин: Антон, вам приходит сообщение с сайта «Я беременна» без подписи…

Коробков: Я подумаю, что это моя жена написала.

Арно: Кстати, про сообщение «Я беременна», опять же, я чисто как женщина скажу…

Казнин: Странно, что с сайта.

Арно: Послушайте, Казнин, я как женщина, то есть никогда ты не будешь о таком событии сообщать, тем более с сайта. Ты напишешь СМС с телефона, это как минимум.

Коробков: Это важная новость, естественно.

Арно: Это правда. То есть, есть какие-то такие неточности действительно, и правда мало подписей. Мы распечатали все эти сообщения. Здесь не знаю, подписей 8 на весь список.

Коробков: Я бы, то есть, можно и так и так, субъективно. Если готов, что это пиар-акция, ты находишь следы, что точно подписи нет, ошибки какие-то, слишком литературный стиль и все прочее. Если ты настроен, что это не пиар-акция, ты понимаешь, что люди, например, так СМСки и пишут, вот примерно об этом. Они не обсуждают в СМС ни политику, ничего. «Нет денег» закинут, что-то еще.

Арно: Здесь нет ни одной политической СМСки. Обсуждается политика.

Коробков: Вы часто политику в СМС обсуждаете?

Арно: Конечно.

Коробков: В iPhone есть поиск по фамилиям, по всему, я посмотрел, у меня один раз встречается среди 20 тысяч СМС фамилия Путин, один раз Медведев, и еще мы ряд политиков просто наугад набирали - ни разу. Оказывается, я ни разу не писал за два года эти фамилии.

Казнин: А с другой стороны, что-то может сейчас грозить «Мегафону», иски от этих самых пользователей?

Коробков: Коллективно якобы готовят.

Казнин: Якобы?

Коробков: Следственный комитет заинтересовался. Это же не так быстро, нужно заявление написать и все прочее. С другой стороны, если все-таки это пиар-акция, тогда она точно не одноходовая. Нас наверняка должна ждать какая-то вторая серия, потому что сейчас это все в каком-то диком минусе. То есть люди расстроены. Такие вещи они страшны для всего мобильного рынка, потому что многие не слышали название компании «Мегафон», они могут подумать, что это МТС, Tele2 или кто-то еще. Осело, что СМС-ки как-то слили и все.

Казнин: Мобильный оператор какой-то.

Коробков: Кто-то не слышал, что это на сайте, а подумает, может быть, их по телевидению вообще читают вслух, телеведущий. Мы же новости не пропускаем, что-то осело и все, то есть не всегда ты обращаешь внимание досконально. И кого-то это может напугать, может снизиться СМС-трафик, кто-то вообще будет бояться по телефону звонить, теория заговоров какая-то возникнет и все прочее.

Казнин: Но, тем не менее, это в любом случае нарушение прав Конституции и так далее. Но, продаются в свободном доступе базы данных с телефонами, адресами, налоговые, все сливается, никто за это не отвечает.

Коробков: Вы важную проблему на самом деле обозначили. Можно вспомнить случай с сыном Евгения Касперского. Ведь это вроде как похищение, громкая история. Но там с чего все началось: «В контакте» на его странице были адреса мест работы, жительства, учебы и похитители просто нашли, они потом сами рассказывали, как произошло, «В контакте» нашли адреса и все.

Казнин: Он сам выложил.

Коробков: А здесь, мы же тоже не задумываемся, когда с сайта отправляем эти СМС, кто их может читать, куда они попадут?

Арно: Давайте как-то пофантазируем. Если, допустим, это конкуренты компании «Мегафон» придумали такую историю, то, сколько можно отсудить у компании «Мегафон» вот за такую историю?

Коробков: Тут имиджевая, наверное. Если уж конкуренты, наверняка они хотят подмочить имидж, в первую очередь.

Арно: Тем не менее, можно сказать, что у тебя нарушилась личная жизнь, конечно, мы не в Америке живем…

Коробков: Затаскать по судам, отвлекать пиар, все пресс-службы этими судами, рейдество такое информационное, в принципе можно, но опять же, это бьет все-таки по всему рынку.

Казнин: Да и средний человек, честно говоря, не будет по судам ходить ради СМС про рогоносца. Ну, мне так кажется.

Коробков: Разведется и все. Потому что «Мегафон» как-то поругает, успокоится, будет дальше звонить, писать СМС с сайта и забудет об этом.

Казнин: И все-таки, про СМС-сообщение «Я беременна» - это главный аргумент в пользу того, что это пиар-акция.

Арно: Это правда.

Коробков: А есть хотя бы, по вашему мнению, какой-то аргумент есть, что это не пиар-акция?

Казнин: Слишком трудоемко, мне кажется, выдумывать 8000 СМС.

Коробков: Сколько редакторов и райтеров нужно нанять, вы представляете? Целый штат сидит неделю или две, и пишет.

Арно: Ну и что, я вас умоляю. Конечно же, да. Один человек и написал за какое-то минимальное время.

Коробков: Фантазия закончится.

Казнин: Наняли студента.

Арно: Подождем чуть-чуть.


Также по теме
    Другие выпуски