Украина пошла на уступки Путину и «Газпрому», но их трубы уже никому не нужны

27/05/2013 - 21:21 (по МСК) Павел Лобков, Анна Монгайт

У «Газпрома» загорятся украинские трубы. Виктор Янукович сделал вид, что пошел на уступки Владимиру Путину и Алексею Миллеру и согласился отдать в управление российскому гиганту всю газотранспортную сеть Украины – чего так давно хотел Кремль.

Но, несмотря на то, что к этой заветной цели «Газпром» стремился много лет, теперь, похоже, желанная украинская труба может стать обременением для компании. Почему – спросили у нашего экономического обозревателя Льва Пархоменко.

Пархоменко: Все дело в кардинально изменившейся за последние годы ситуации на мировом газовом рынке. После знаменитых газовых войн между Москвой и Киевом середины «нулевых» годов с отключением газа, несанкционированным отбором из трубы, закручиванием вентилей и прочих радостей, для руководителей «Газпрома» стало ясно, что, пожалуй, единственным спасением от этого бесконечного конфликта станет получение контроля над транзитной трубой, которая проходит через Украину. Об этом неоднократно заявляли представители «Газпрома», давили на украинских партнеров ценой на газ. В результате чего цена для Киева чуть ли не одна из самых высоких в Европе. Однако украинцы проявили невероятную стойкость и не только трубу не отдали, но даже приняла специальный закон, запрещающий любой вид отчуждения газотранспортной системы. В Киеве дали понять, что «Газпрому» не заполучить заветную трубу никогда. В Москве, похоже, тогда с этим смирились и принялись строить новые трубопроводы в обход Украины. Так был создан трубопровод «Северный поток» по дну Балтийского моря. Сейчас он способен прокачивать 55 млрд. кубометров газа в год, в будущем, согласно планам, мощность его будет увеличена вдвое – до 110 млрд. Одновременно с этим шло согласование строительства «Южного потока» - по дну Черного моря. Согласовывали его со странами, по территории которых он должен будет пойти дальше в Европу. Со всеми договорились, и строительство должно начаться буквально со дня на день, чтобы к 2015 году «Газопровод» уже заработал. Его мощность будет 63 млрд. кубометров. Добавим к этому уже существующий газопровод, который идет уже через Белоруссию «Ямал – Европа», он прокачивает еще 33 млрд.  В начале апреля президент Владимир Путин поручил главе «Газпрома» Алексею Миллеру заняться расширением этой ветки еще на 15 млрд. Итого – 48 млрд. То есть если все эти планы будут реализованы, в обшей сложности пропускная способность этих трех газопроводов в Европу составит 221 млрд. кубометров газа. Вопрос: сколько «Газпром» экспортирует в Европу? В 2012 году – 138 млрд., то есть фактически почти в два раз меньше, чем реально есть мощностей. Причем объем поставок снизился. Миллер обещает все наверстать, но по всем прогнозам  в ближайшие годы поставки российского газа в Европу будут только снижаться. Все дело в американском сланцевом газе. После «сланцевой революции», которая там произошла, цены на «голубое топливо» в Новом Свете буквально на минимуме. В итоге американцы начали отправлять уголь в Европу. В результате чего в Старом Свете он стал стоить гораздо дешевле газа, и немало электростанций начали переходить на уголь. В этой ситуации выясняется, что украинцы наконец созрели отдать свою трубу, и даже уже готовят поправки в закон о том, чтобы газотранспортную сеть все-таки можно было уже отчуждать из государственной собственности. Как сообщает «Коммерсант-Украина», в ходе вчерашних переговоров Путин и Янукович, якобы, договорились о создании консорциума по управлению газотранспортной сетью, в котором «Газпром» получит контроль. В итоге под знамена монополии встанет еще одна труба мощностью 143 млрд. кубов, то есть экспортные мощности в Европу будут почти в три раза превышать реальные поставки. Спрашивается, ну и зачем это нужно?

Виталий Крюков, аналитик ИФД «КапиталЪ»: На мой взгляд, здесь в большей степени России важен все-таки украинский рынок и хорошие отношения с Украиной, потому что Украина – это очень крупный потребитель газа, если бы цены были адекватные, то Украина бы наращивала потребление газа. По меньшей мере – не уменьшала бы такими темпами, как это было в предыдущие годы. И украинский рынок с точки зрения продажи газа для России высокомашинален, приносит большую прибыль, чем в среднем на других рынках.

Разница в том, что все-таки этот газопровод довольно старый, тем более за последние годы «Газпром», завышая цены, выкачивал из «Нафтогаза Украины» просто буквально последние копейки, о ремонте и поддержании в хорошем состоянии этой системы просто не было и речи. И теперь «Газпром», получив в управление эту трубу фактически должен вложиться в ее ремонт, а это миллиарды долларов.

Для транзита Украины нам уже неинтересно, но чтобы сохранить за собой украинцев, как потребителей, нам нужно будет выложить деньги еще и за ремонт их трубы. Сложно сказать, к этому ли стремились руководители «Газпрома», когда еще в середине «нулевых» говорили, что сделают все, чтобы получить контроль за украинской газотранспортной системой.

Другие выпуски