Украина – не Европа. Вслед за репрессивными законами в Киеве ждут штурма Майдана

16/01/2014 - 21:31 (по МСК) Тихон Дзядко, Лика Кремер

Верховная Рада сегодня в трех чтениях приняла закон, который серьёзно ужесточает контроль за гражданами и организациями. 

Государство теперь вправе ограничить доступ к интернету, движение на автомобилях в колоннах более пяти автомобилей грозит лишением прав и автомобиля на два года, а любое участие в несанкционированном митинге – даже молчаливое стояние рядом – грозит уголовным сроком. Все это произошло на фоне непрекращающейся акции протеста на Украине. Обсудили ситуацию с журналистом украинского «Пятого канала» Татьяной Даниленко.

Кремер: Скажите, насколько были ожидаемы меры, которые были приняты Верховной Радой? И какая может быть реакция со стороны украинского общества?

Даниленко: Абсолютно не ожидаемой. Сегодня Верховная Рада должна была рассматривать государственный бюджет на 2014 год. В общей сложности за 20 минут Верховная Рада проголосовала за 11 законопроектов, в том числе и государственный бюджет, без рассмотрения. Большинство этих законопроектов были приняты посредством поднятия рук, потому что электронная система для голосования была заблокирована оппозицией. На подсчет голосов уходило приблизительно несколько секунд. Заместитель спикера просто спрашивал у глав фракций, сколько проголосовало, они ему отвечали. Сказать сколько людей проголосовало, абсолютно невозможно. Это была очень странная, сомнительная процедура. Самый нашумевший из этих законов – закон, который называется «О судоустройстве и статусе судей, а также процессуальные изменения для повышения безопасности граждан». Этот закон предусматривает очень много новых норм. Самое главное – по сути, он вводит интернет-цензуру, потому что любая информационная деятельность в интернете теперь подлежит лицензированию, любое интернет-издание должно зарегистрироваться и получить соответствующую лицензию, иначе его лишат прав. Вводится уголовная ответственность за клевету, ГО признают иностранными агентами, если они получают заграничные гранты, причем ГО должны в своем названии говорить о том, что они заграничные агенты. Вводится запрет на то, чтобы ездить колоннами больше, чем по пять машин – это, безусловно, действие против Майдана. Это очень эффективный способ Майдана портить жизнь представителям власти. Безусловно, все выписано под события. Вводится много норм с уголовной ответственностью. Например, о том, что нельзя призывать блокировать электронные ресурсы власти.

Дзядко: Можно сегодня было видеть много комментариев, в частности, в социальных сетях, о том, что, дескать, за одно голосование  в Верховной Раде Украина быстро шагнула куда-то в сторону России, Беларуси. Все-таки мне хотелось бы повторить свой первый вопрос. Понятно, что приняли. Какая будет реакция? Насколько Майдан в нынешнем виде силен, что он сможет что-то противопоставить, или какой-то уровень протестных настроений, который мы наблюдали в начале зимы, спал, и люди, что называется, просто это проглотят?

Даниленко: Да, на самом деле сегодня не только черный день украинской демократии из-за принятых законов, еще и очень тревожная ночь, потому что киевские больницы, по нашей информации, информации издания «Украинская правда», «Пятого канала», готовы принимать много пострадавших. Ставятся дополнительные койки в палатах. Также есть информация моя о том, что «Первый национальный канал», это государственное телевидение Украины, отправляет сегодня ночью на Майдан шестерых журналистов вместо привычных двух журналистов. К тому же лидер Майдана, комендант Майдана Андрей Парубий объявил о всеобщей мобилизации.

Дзядко: Вы говорите о том, что сегодня еще больше, чем вчера, когда ждали штурма, ждут штурма Майдана. Что на это может ответить оппозиция? Что на это могут ответить люди?

Даниленко: Оппозиция вела себя очень странно, потому что попытки заблокировать сегодняшнее голосование были очень вялые. Они попробовали заблокировать спикера и заместителя спикера в их кабинетах, но, тем не менее, голосование прошло успешно, и оппозиция присутствовала при этом. После этого оппозиция заявила о том, что эта попытка свержения конституционного строя, но это просто заявление. Чем они ответят? Смогут ли они мобилизовать Майдан сегодня, после такого поведения судить очень сложно.

Дзядко: Это если говорить про политиков. А если говорить про людей? По вашим ощущениям, люди, которые выходили каждое воскресенье на протяжении нескольких недель массово на митинги, значительная часть из них оставалась на Майдане жить, люди по-прежнему настроены также, люди, которые окружают вас, или походили, попротестовали и надоело?

Даниленко: Люди, окружающие меня, в жуткой депрессии. Киев продемонстрировал не раз, что он может очень быстро мобилизоваться в случае угроз. Мы это видели 11 декабря, когда была попытка вытиснуть Майдан. Пришло огромное число людей, десятки тысяч, которые собрались очень быстро, буквально за час был полный Майдан. Даже если на Майдане немного людей, то киевляне очень активно настроены. И не только киевляне, а жители Киевской области, соседних областей. Они готовы приезжать в случае таких угроз. Я думаю, что сегодня ночью на Майдане, как и в прошлую ночь, будет много людей, независимо от поведения оппозиции.

Другие выпуски