Ученые: человеческому мозгу уже некуда расти

Здесь и сейчас
2 августа 2011
Поддержать программу

Комментарии

Скрыть

Человечеству не суждено стать умнее. Мозг Хомо Сапиенс, достиг пределов своего развития. К такому выводу пришли учёные из Кембриджского университета. В студии телеканала ДОЖДЬ - Александр Каплан, профессор и руководитель группы изучения мозга человека биологического факультета МГУ.

Они выяснили, что для дальнейшей эволюции головному мозгу понадобится огромное количество дополнительной энергии и кислорода, а взять их уже неоткуда. Получается, что есть предел информации, которую мы физически способны обрабатывать.

Новость из Кембриджа, появившаяся в английской прессе, вызвала бурную дискуссию в научном сообществе. При этом британцев поддержали, например, авторитетные учёные из Нидерландов.

Специалисты медицинского центра в Утрехте пояснили: работоспособность мозга обеспечивают связи между его различными областями. Для того, чтобы стать умнее, эти связи нужно развивать как можно активнее. И в определённый момент для этого действительно может не хватить энергии.

Но и в этом случае остается возможность эволюции мозга – генетические изменения. На это обращают внимание российские учёные и подчёркивают: возможности мозга человек до сих пор использует не полностью.

В студии телеканала ДОЖДЬ - Александр Каплан, профессор и руководитель группы изучения мозга человека биологического факультета МГУ.

Казнин: Поясните, мы все-таки в этом профаны, действительно ли такое утверждение ученые Кембриджского университета сделали про то, что все, предел?

Каплан: Да, вы знаете, ученые Кембриджского университета - это хорошо известные ученые и реально их работы известны давно. Можно сказать, где-то 10 лет назад была опубликована первая работа, где было сказано, что энергия - это то, что ограничивает развитие мозга. Но мы сейчас говорим «развитие» и «эволюция», немножко разные тут вещи. Я хочу напомнить известный факт про энергию. Дело в том, что мозг составляет 2-3% от веса тела, а энергии потребляет 20%, то есть это действительно дорогой орган. Это все равно, что маленькая машинка, но бензин для нее стоит очень дорого. Вот примерно такая ситуация с этим мозгом. И действительно, это известно не только сейчас стало, это известно лет тридцать, высказываются гипотезы о том, что именно недостаток энергии сковывает развитие мозга, и в свое время, есть такие гипотезы, организм был перед выбором: увеличить мозг, вес мозга и тогда сразу в десятки раз увеличивается потребление кислорода и питательных веществ, потому что 1% веса мозга - это сразу 10% энергии тела. То есть, еще раз увеличить там на 10% и для тела уже нет энергии.

Арно: А как насчет стимуляторов для мозга? Я не знаю, как в Фильме «Газонокосильщик», когда его там облучали чем-то, стремительно становился умнее. Такое возможно?

Каплан: Ну, «Газонокосильщик», это же не реальные факты, выдумать можно все, что угодно. Я хочу немножко продолжить этот момент, что в какой-то момент природа стала перед выбором: как быть? Как увеличить вес мозга? Пришлось отказаться от кишечника. И вот где-то там, на подступах к человеку, пришлось сократить кишечник, чтобы не потреблять энергию. И каким образом мозг увеличивали за счет сокращения кишечника: человек и предыдущие немножко к нему близкие по эволюции существа стали употреблять более проработанную пищу. Например, которая уже была сделана на огне, термически обработанную. Это было легче для кишечника, и тогда можно было использовать меньше его длину. Вот, тем не менее, несмотря на то, что гипотезы высказываются и сейчас о важности энергии, это было учтено эволюцией. Дело в том, что сейчас у тела человека нет, так сказать, компенсации, нечем заплатить за дальнейшее увеличение веса мозга. Здесь мы поставлены перед фактом, что дальнейшее увеличение размеров, увеличение нейронной массы проблематично.

Казнин: А скажите, ведь от бактерий до того, что мы сейчас представляем из себя, сколько прошло, я там не знаю, тысячелетий…

Каплан: Миллиарды лет.

Казнин: Миллиарды лет, хорошо. Но, ведь это невероятное превращение, и вполне возможное такое же превращение ждет человека и дальше? Некое превращение, которое мы даже представить не можем? Может быть, и с мозгом то же самое, мы просто еще не представляем, что может произойти?

Каплан: Маловероятно. Вы знаете, вот почему бактерии быстро привыкают к антибиотикам? Да потому что у них поколений очень много, их очень много. Они буквально там за год могут сгенерировать тысячу поколений. А все-таки у человека поколение - 20 лет. И считается, что с момента, с тех времен, когда человек стал человеком, когда он вышел из пещер Краманьона, это 40 тысяч лет всего назад, считается, если мы возьмем ребенка из той пещеры и посадим сейчас за парту, он выучится точно также как обычный человек. Ничего не произошло. Нет фактора, который приводит к уничтожению, так сказать, неприспособленных. Наоборот, медицина и вспомосуществование общественное приводит к тому, что и слабые выживают, и сильные выживают, и умные, и не очень, способный и так далее, и так далее.

Казнин: Повторю все-таки вопрос Тани, а искусственное воздействие?

Арно: Или внедрить микро-чип? Ну, хоть какую-нибудь зацепочку нам дайте.

Каплан: Вы знаете, в принципе мы сейчас все с чипами ходим. Есть у вас телефонный аппарат, мобильный - это чип, только вы его зашиваете не под кожу, а кладете в карман. Но дело в том, что внедрить чип в мозг, мне кажется, это, во-первых, бесперспективное дело, а во-вторых, антигуманистическое.

Арно: А стимуляция мозга?

Каплан: Стимуляция мозга? Вы имеет в виду фармакологическими веществами?

Арно: Ну, да.

Каплан: Например?

Арно: Током, я не знаю. Вам лучше знать.

Каплан: Вы знаете, это все быстро исчерпывает резервы мозга. Просто биохимики и физиологи прекрасно знают, чем это оборачивается. Во-первых, человек становится зависимым, а во-вторых, быстро исчерпываются резервы. Стимулятор приводит к тому, что сегодня можно выйти на передачу, сдать экзамен и так далее, но завтра придется отдыхать уже полный день.

Казнин: Скажите, тогда на понятном материале. Вот, один человек способен изучить там, я не знаю, 20 языков, у него невероятные математические способности, при этом он играет на пяти музыкальных инструментах, и у него невероятное системное мышление. Другой человек на все это не способен. Можно сделать так, чтобы подтянуть отстающих?

Каплан: Здесь очень велик генетический фактор. В психологии есть такое понятие «общие способности»: человек рождается с определенным уровнем общих способностей. Это платформа, на которой дальше можно развивать жизнь.

Казнин: Люди не равны изначально?

Каплан: Генетически не равны. Но дело в том, что дальнейшая жизнь, родители, семья, школа и так далее могут очень сильно компенсировать генетические недостатки. Недостаток общих способностей, и так далее. Но все-таки не бесконечно. Это как вышедший с утра все равно опередит того, кто вышел после обеда.

Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия