У Мосгорсуда растут аппетиты: у Гулевич просят залог в 100 млн рублей

02/11/2011 - 18:38 (по МСК) Ольга Писпанен, Дмитрий Казнин
Московский городской суд сегодня назначил рекордную сумму залога для тяжелобольной Натальи Гулевич, арестованной по обвинению в мошенничестве. Заплатить нужно до 7 ноября - на эту дату назначен суд по продлению содержания под стражей Гулевич.

Собрать эту сумму семья предпринимателя не сможет, уверены адвокаты. 

Васюнин: Гулевич арестовали в сентябре. После этого ее адвокат Анна Ставицкая обратилась в Европейский суд по правам человека, и тот экстренно вмешался. Есть такая специальная процедура, в случае, если действительно что-то угрожает жизни человека, срочно принять какие-то меры для того, чтобы спасти его и как-то незамедлительно отреагировать. Как это делается: Европейский суд посылает некие вопросы в правительство Российской Федерации и правительство уже отвечает на 5 или 6 вопросов, касающихся здоровья, возможности получать медицинскую помощь за решеткой и так далее и тому подобное. Процедура формальная, но на самом деле она сработала - Мосгорсуд отменил арест Натальи Гулевич, направил дело на повторное рассмотрение.

Писпанен: После ЕСПЧ?

Васюнин: Да. После этого обращения в Европейский суд по правам человека. Тверской суд на прошлой неделе рассматривал в понедельник заново вопрос об аресте, но, как выяснилось, ему ни Европейский суд по правам человека, ни Мосгорсуд не указ, и он повторно утвердил арест. Вот мы видим сейчас, кадры, где Наталья Гулевич спускается по лестнице. Видно, что женщина болеет, у нее отказал мочевой пузырь, ей требуется необходимое обследование. Сегодня уже жалоба повторная в Мосгорсуде, жалоба на вот эту уже повторное решение Тверского суда, она вновь пришла в Мосгорсуд. При повторном рассмотрении судьи сказали, что готовы отпустить ее, но за 100 миллионов рублей. Анна Ставицкая, адвокат Натальи Гулевич, сказала, что это издевательство. Давайте послушаем, я поговорил с ней сегодня.

Ставицкая: Понятное дело, что судьи, когда принимали это решение, они не могли не понимать, что, во-первых, невозможно эту сумму будет выплатить за такой короткий промежуток времени с учетом того, что еще три дня выходных, но и сама сумма настолько высока, что она просто невозможна для выплаты. У нее просто нет таких средств.

Васюнин: Это действительно рекордная сумма, абсолютный рекорд в отечественной судебной системе. Я напомню, что, например, президента холдинга «Алтын» Антонину Бабосюк, здоровую, правда, слава богу, выпустили за 30 миллионов рублей залога, а тяжелобольного Василия Алексаняна в свое время выпустили за 50 миллионов рублей. Понятно, что в том случае бывшие коллеги по ЮКОСу всем миром собирали даже эту сумму и, насколько я помню, до сих пор стоит вопрос о том, чтобы эти сумму вернуть, потому что Алексаняна выпустили, а деньги отдали не полностью, если отдали вообще. Действительно, это абсолютно какая-то неподъемная сумма.

Писпанен: А что такого страшного совершила именно Наталья Гелевич, что за ее нахождение на свободе нужно заплатить три с лишним миллиона долларов?

Васюнин: Она взяла кредит. Ей вменяется, по-моему, кредит, который она не выплатила на сумму в 500 миллионов. Это действительно серьезные деньги. Но там какая-то сложная экономическая ситуация. По ее словам, речь идет о рейдерском захвате ее фирмы. То есть, она взяла кредит, потом начала выплачивать его частями, договорившись о реструктуризации долга, но в какой-то момент, по ее словам, НОМОС-Банк, которому она должна была деньги, как раз фирму ее как бы захватил, и она оказалась должна. Но речь идет об экономических преступлениях. Тех самых преступлениях, за которые сажать вообще не надо, как известно.

Писпанен: Так считает президент.

Васюнин: Так считает президент Дмитрий Медведев. Я обсудил поправки, вернее то, что они не работают, с депутатом Государственной думы господином Андреем Назаровым. Я не знаю, у нас есть ли возможность послушать его ответ. Он сказал, что действительно обратились, есть такая проблема, предприниматели обратились в Верховный суд и в течение ближайших двух или трех недель будет ответ, почему, собственно, предприниматели сидят. Давайте послушаем, что сказал Назаров.

Назаров: Арестовывались практически 90% предпринимателей, которые попадали по преступлению в сфере экономической деятельности, скажем, под следствие. После поправок, где-то примерно 40-54% предпринимателей, к сожалению, продолжают находиться под стражей до суда. При этом президентом были инициированы поправки, в том числе, чтобы больше людей могли выходить под залогом. Конечно, те цифры, когда мы слышим 50-100 миллионов рублей залога, даже для предпринимателей это очень большие цифры. На мой взгляд, это совершенно не обосновано, потому что залог должен быть достаточно формальным, например, несколько миллионов рублей.

Васюнин: Мы слышали: миллион рублей достаточно, чтобы человек никуда не скрылся. Назаров добавил, что были приняты специальные поправки, которые ограничивают человека в передвижениях. Он не может выехать за границу, естественно, если он находится под следствием, и заплатил залог. В общем, это не работает, но вот надеемся, что в ближайшее время Верховный суд как-то отзовется, откликнется и объяснит, что происходит.
Также по теме
    Другие выпуски