Третий день противостояния на Украине. Как блокируют внутренние войска МВД во Львове и Одессе

21/01/2014 - 21:23 (по МСК) Дмитрий Казнин, Юлия Таратута

В Киеве сегодня третий день противостояния. Вопреки распространённой накануне информации, силовики пока не собираются применять огнестрельное оружие и вводить чрезвычайное положение. Однако общий градус вражды это не снижается.

Последние несколько часов в районе Европейской площади и на улице Грушевского никаких активных действий не происходит. Сообщается, что на Грушевского сейчас около трех тысяч человек. Для того чтобы согреться, они разводят костры. Обстановка накалилась лишь единственный раз, когда лидер Радикальный партии, народный депутат  Олег Ляшко стал призывать силовиков переходить на сторону оппозиции. Те ответ начали стучать дубинками в щиты. О том, кто и как сегодня контролирует Киев, и что происходит в других городах Украины, расскажет Антон Желнов.

Желнов: С воскресенья столкновения происходят только в Киеве, на одном пятачке – улица Грушевского, Европейская площадь, стадион «Динамо». В отличие от декабрьских событий, когда часть украинцев требовала подписания соглашения с ЕС и выходила на улицы во Львове, Одессе и Харькове, этот протест с конкретным требованием:  отставка президента Виктора  Януковича и объявление выборов. Поэтому вся протестная энергия сконцентрировалась в столице. Из регионов приходят лишь следующие новости: активисты Львова, Одессы и Ровно блокируют базы спецподразделений милиции.

Например, ночью 20-го января около 100 одесских активистов не дали выехать в сторону Киева спецподразделениям «Беркута» и внутренним войскам МВД.  Во Львове  базу «Беркута» на улице Рубчака и базу внутренних войск МВД на улице Страйской блокировали 20 автомобилей.  По информации украинского сайта «Гордон», в Ивано-Франковске несколько десятков местных жителей перегородили выезд из военной части на улице Черновола.  

А вот выезд машин «Беркута» из Донецка. Эта съемка одного из местных жителей, опубликованная  в Facebook. Как сообщает сайт «Гордон» со ссылкой на эфир «Громадського телебачення», не смогли удержать силовиков и в Тернополе; они также выехали в Киев.  Правда, ни в одном из этих эпизодов речь  не идет об армии. Войска и техника будут введены только в случае объявления чрезвычайного положения. Что касается силовиков, то пока это  внутренние войска МВД, выступающие живым щитом для «Беркута», собственно, сам «Беркут», а также подразделения «Альфы». Опрошенные нами участники событий и наш коллега Тимур Олевский подтверждают, что ситуацию в Киеве  никто под контроль так и не взял:  ни проигравших, ни победителей. Очевидцы рассказывают, что самым радикальным протестантам уже гарантированы реальные тюремные сроки, до 10 лет, и отступать некоторым из них  некуда. Кроме того, в Одессе милиция начала уголовное производство по факту блокирования воинской части. Силовикам, напротив, некуда наступать. Любая кровь или эскалация противостояния только  обострят требования протестующих. Пока киевские события все чаще называют «медленной революцией».  Кстати, вот как прокомментировал события в Киеве  министр иностранных дел России Сергей Лавров. Фрагмент был показан в эфире программы «Макеева».

Сергей Лавров, министр иностранных дел России: Я очень не хотел бы поддерживать провокационные разговоры насчет раскола Украины. Мы делаем все, чтобы помочь этого не допустить, помочь стабилизировать ситуацию, и будем продолжать действовать именно таким образом. Украина – наш сосед, партнер, друг, брат, и здесь двух мнений быть не может. Убеждены, что внутренние проблемы любого государства, в том числе Украины, должны решаться через диалог в конституционном и правовом поле, без вмешательства извне.

Добавлю, огнестрельное оружие силовые ведомства в Киеве пока не применяли. Но 20 декабря Минюст утвердил приказ, который официально разрешает «Беркуту» стрелять и использовать спецсредства. Хотя ранее «Беркут» в местном законе «О милиции» не упоминался вообще. Из того, что используют на данный момент – резиновые пули, запрещенные при минусовой температуре водометы, гранаты с газом.  Очевидец рассказал нам, что главное развлечение у силовиков – это стрельба по журналистам. Как только видят жилетку прессы, метят не в ноги, а в голову. Так пуля попала в глаз оператору местного ICTV. Сегодня его прооперировали. Отмечу также, что историзм киевских событий в том, что у сегодняшнего протеста нет лидера. Арсений Яценюк, называвший людей на Грушевского «провокаторами», вчера там все-таки появился с целью увести протест на Майдан, но был изгнан. Об Олеге Тягнибоке ничего не слышно. Зато не побоялись встретиться, в том числе, с радикалами Виктор Кличко и Петр Порошенко.

Эту тему мы обсудили с нашими гостями по скайпу – мэром самого европейского города мятежной Украины Андреем Садовым и мэром Харькова Геннадием Кернесом.

Таратута: Геннадий Адольфович, вы слышите меня?

Кернес: Да, добрый вечер.

Таратута: Добрый вечер. Сегодня сразу несколько сообщений. Во-первых, есть несколько ваших реплик. Вы, как я понимаю, сильно осуждаете оппозицию как представитель украинского Востока и говорите, что лидеры оппозиции обманули население Украины. Расшифруйте, пожалуйста, что вы имеете в виду?

Кернес: Я думаю, что это говорю не только я, это говорит большинство украинцев, потому что мы видим наяву, что такое лидеры оппозиции. Один призывает к радикальным действиям, все говорят о революции, все говорят о преждевременных внеочередных выборах. Дело все в том, что эти лидеры уже себя проявили и показали, что не умеют управлять теми, кто им мог быть доверить такое право – быть лидерами. Они между собой договориться не могут – это первое. Они не могут остановить тех радикально настроенных людей, которые бросают «коктейли Молотова», разбирают мостовую в Киеве, в столице нашей страны. Они не могут их остановить. Эти радикально настроенные люди бросаются на них с кулаками. Скажите, пожалуйста, кто тогда из них лидер? И последнее: вы говорите «Восток Украины». А у нас одна страна – Украина, мы ее не делим. Делить не надо. Я сейчас слышал ряд ваших комментариев и хочу сказать: вы представляете представителей тех, кто поддерживает сегодня правительство президента и те реформы, которые у нас происходят в стране, такими людьми, которые как бы все время такие какие-то плохие.

Таратута: Нет-нет, Геннадий Адольфович, вы нам не приписывайте того, чего мы не делаем. Мы как раз предоставляем нашу трибуну разным сторонам конфликта.

Кернес: Тогда и вы не приписывайте, что в Украине есть Восток и Запад. Да, есть восток и запад, север и юг.

Таратута: Мы на самом деле хотели спросить, что происходит в Харькове.

Кернес: И тот, кто хочет расколоть страну, стоит на сцене Евромайдана, и фамилии их: Тягнибок, Кличко, Яценюк.

Таратута: Вы же станете спорить с тем фактом, что, например, пока Киев бушует и выбирает 15% партию «Свобода» (и это становится сюрпризом для страны), потому что радикальная партия «Свобода» выигрывает в столице Украине. Тем временем, например, сегодня Луганский облсовет призвал закрыть партию «Свобода» и завести уголовное дело против мэра Ивано-Франковска, который отказался исполнять законы Верховной Рады. Налицо совершенно две разные политические позиции.

Кернес: Дело в том, что вы говорите о статусе наших депутатов как представительном органе. А есть у нас законодательный орган, и один из лидеров оппозиции Кличко Виталий и Олег Тягнибок,  и Арсений Яценюк, они народные депутаты Украины, и когда принимаются законы, они должны их выполнять. Они всегда говорят,  что закон один для всех, а получается как-бы все наоборот. То есть для них, якобы, законы в мыслях и словах, а для других законы в документах. Поэтому, конечно, Луганский областной совет обратил внимание, что городской голова Ивано-Франковска по нашему закону, по Конституции, не имеет таких полномочий призывать к тем действиям, к которым он призывает.

Таратута: На самом деле мэр Ивано-Франковска, очевидно, считает, что какие-то законы были приняты с нарушением регламента. Это тоже вопрос спорный.  К сожалению, у нас кончается время, у нас есть вторая сторона конфликта.

Казнин: С нами на прямой связи Андрей Садовый. Добрый вечер. Вы слышите нас?

Садовый: Да, слышу.

Казнин: Скажите, вы согласны, что на Украине нет разделения на Запад и Восток? И расскажите, что происходит на западе Украины? Действительно можно сказать, что эта часть страны постепенно отходит от востока и центра?

Садовый: У нас есть единая страна Украина, которая имеет очень сложную историю, потому что часть Украины всегда была европейской цивилизацией, часть – большое партнерство с Россией. И эту разность надо понимать и использовать для того, чтобы иметь хорошие отношения со всеми своими соседями. Если говорить о сегодняшней ситуации во Львове, у нас нормальная ситуация, все службы работают: транспорт, медицина. Дети ходят в школу. У нас некоторое напряжение возле воинских частей, где стоят внутренние войска, потому что сами ребята попросили людей заблокировать выезд, они не хотят никуда ехать и принимать участие в этих шоу, которое мы видим в Киеве, когда там столкновения. Это у нас сейчас происходит.

Таратута: Шоу с какой стороны?

Садовый: Я имею в виду шоу, когда мы видим, как стреляют в журналистов, как избивают людей. Это неправильно. Ни в коем случае не должно это быть. Я трудно понимаю, кто такие команды мог дать.

Таратута: Ваша позиция понятна. Вы, очевидно, оппонируете позиции власти в этом смысле. Вас смущают только действия власти и стрельба резиновыми пулями? Или, может, вас как-то расстроили, не обрадовали такие действия как поджег автобусов, как люди в масках, которые кидают камнями в молчаливых полицейских, еще не стреляющих даже резиновыми пулями? Потому что картинка на самом деле из Украины выглядит очень жестко.

Садовый: Да, она очень жесткая. Если людей не слышат уже два месяца, то они начинают действовать так, как они считают нужно им действовать.

Таратута: Вы говорите про людей, и сегодня не вы один говорите, что они действуют, как нужно действовать. Арсений Яценюк сегодня сказал, что мирный протест имеет все права перейти в немирный. А кто эти люди, которые на площади в масках делают то, что они делают? Это и есть Майдан, или это все-таки какая-то чужая для Майдана радикальная группировка?

Садовый: Майдан всегда открыт, и на Майдане никогда масок нет. Это принципиальная позиция. Люди, которые одевают маски, – я считаю, это неправильно.

Казнин: Но ведь обвиняют именно Запад Украины в том, что они «поставляют боевиков» в Киев, что они едут в столицу, чтобы продолжать беспорядки.

Садовый: Сколько я знаю львовян, которые ехали, никто никакие маски не одевал никогда. Мы открытые люди, нам нечего прятать, и мы открыто свою позицию всегда говорили и будем говорить.

Таратута: А как вы относитесь к «Правому сектору»? И должен ли «Правый сектор» (и представляет ли) ваши непосредственные интересы?

Садовый: Я не знаю, что такое «Правый сектор»? Я не знаю такой организации, я только слышу, что молодые люди себя так назвали, и они имеют довольно-таки агрессивную позицию. То, что я видел по телевидению.

Казнин: Вы в контакте с правительством, администрацией президента? Вы согласовываете действия? Ведь все-таки ситуация очень сложная, нестабильная в стране.

Садовый: Я не являюсь государственным служащим, я являюсь представителем местного самоуправления. И мой начальник – громада города Львова. С ними  я согласовываю.

Таратута: Как вы прогнозируете выход из этого кризиса? Наверное, эта тема вас интересует? Что должна делать власть, что должна делать оппозиция? Нравится ли вам, как себя ведут лидеры оппозиции и президент страны? Давайте с двух сторон.

Садовый: То, что сегодня происходит в Украине, сегодня не нравится никому, потому что мы очень много теряем, с одной стороны. С  другой стороны, я очень горд за молодых людей, которые свою силу иметь свою позицию. Взрослеет украинский народ, потому что нельзя никогда бояться, надо жить в свободной стране. Нам самим надо эту страну построить. Никто этого без нас не сделает.

Таратута: А если свобода и стремление к ней приведет к тому, что сегодня называют условно ситуацией предвоенной? Что уже совсем Украина стоит на пороге гражданской войны. Никто этого не ожидал.

Садовый: Я не думаю, что у нас возможна гражданская война, потому что украинцы – мирные люди. Я понимаю, что есть некоторые провокаторы, которые бы этого хотели. Но я думаю, что им ничего с этого не выйдет. Никогда. Попытки такие, я думаю, есть, потому что кому-то интересна хорошая картинка. Да, есть люди, которые, может, не сдерживают нервы, но я считаю, что единственное решение проблемы – это когда политики, которые сегодня занимают высокие должности или у власти, или в оппозиции, должны находить общие точки соприкосновения и думать о стране. Потому что они, когда пришли в политику, давали клятву и обещали служить народу Украины. А сегодня они служат очень часто своим интересам. Это плохо.

Другие выпуски