Толоконникова жива. ДОЖДЬ выяснил, в какую колонию ее привезут к концу недели

11/11/2013 - 21:34 (по МСК) Тихон Дзядко, Мария Макеева

Что случилось с Надеждой Толоконниковой? Сегодня три недели, как никто не получает непосредственно от неё известий. Неясно, где именно находится участница панк-группы Pussy Riot, которая 22 октября была этапирована из колонии в Мордовии, якобы, в соседнюю Чувашию. Альбина Кириллова выясняла, где может быть Надежда Толоконникова.

Кириллова: Прошел 21 один день  с того момента, когда начался этап Надежды Толоконниковой из женской исправительной колонии, которая находится в Мордовии.  Никто  точно до сих пор не знает, где находится Надежда Толоконникова,  в какой части России. Ее муж Петр Верзилов путешествует последние три недели по России с попыткой увидеть свою жену.

Почему так долго и куда везут Надежду Толоконникову - это два основных вопроса, которые задают ФСИНу родственники и адвокаты заключенной. С самого начала ФСИН не давал никакой информации ни о том, когда привезут Надежду, ни о том, когда, и уж тем более о том, куда именно ее этапируют. Я попыталась разобраться в этом непростом путешествии Нади Толоконниковой по России.

Итак, 22 октября она выехала из мордовской колонии. Поскольку ФСИН не сообщал официально никакой информации, то адвокатам и родственникам приходилось прибегать к  неофициальным источникам: так, например, Павел Чиков узнал о том, что Надю ждут в чувашской колонии ИК 2, совершенно случайно.

Павел Чиков, адвокат, председатель Агора: О том, что ее переведут в женскую колонию в Алатыре Чувашской республики, сообщили правоохранительные органы в Чувашии. Я не могу вам назвать, кто, потому что это неофициальная информация, но ее подтвердили силовики Чувашии.

После чего неожиданно через 2 дня Надежда вроде бы обнаружилась в Челябинске, и вроде бы даже находилась в распределительном СИЗО, куда сразу же поехал Петр Верзилов.

Петр Верзилов, муж Надежды Толоконниковой: В Челябинск мы поехали, потому что мы точно знали, что в Чувашии она не была, но в Челябинске, мы точно знаем, она была 24-25 октября, следуя через Ульяновск и Уфу по пути в Челябинск.

Адвокаты и муж Толоконниковой добывают информацию любыми способами: пользуются личными связями и знакомствами в ФСИН, либо, как это было с Челябинском, информацию получали от заключенных, которые перемещались по этапу вместе с Надеждой Толоконниковой.

До середины прошлой недели новостей от Толоконниковой никаких не было. Находящийся на тот момент в Челябинске Петр Верзилов не получил официального подтверждения о том, что его жена находится в распределительном СИЗО, он забил тревогу. К  пятнице ситуация немного прояснилась. 

Петр Верзилов, муж Надежды Толоконниковой: Информация по Красноярску появилась, когда уполномоченный по права человека Лукин пообщался в середине прошлой недели с руководством ФСИН России. Ему было сообщено, что Надежда едет в регион своей регистрации постоянной, то есть в Красноярский край.

Где бы ни находилась Надежда Толоконникова, В Саранске или Челябинске, стало понятно, что конечный ее пункт прибытия - это город Красноярск. Для того, чтобы добраться напрямую до этого города, нужно пересечь границу Казахстана. Между Саранском и Красноярском  расстояние почти 4000 км,  между этими городами нет прямого железнодорожного сообщения, туда можно попасть только с пересадками: через Екатеринбург , через Новосибирск, через Омск, Тюмень или Казань. Рядовые пассажиры, путешествующие российскими железными дорогами  из Саранска, любым из маршрутов добираются в Красноярск примерно за трое суток. Надежда Толоконникова туда едет уже 3 недели. Возможно, это связано с тем, что вагон, в котором перемещается Толоконникова, объезжает границу Казахстана, тем самым увеличивая себе путь может до 4500 тысяч километров, а может, и до 5000. Узнать, какой именно дорогой едет Надежда Толоконникова в красноярскую колонию, невозможно.  При этом ФСИН уверял нас в пятницу, что с Надеждой все в порядке, и сегодня подтвердил, что Надежда Толоконникова еще не доехала даже до распределительного СИЗО.

По закону ФСИН действительно не имеет право сообщать о том, куда именно этапируют заключенного, а вот причины такой затянувшийся поездки из колонии  в колонию можно трактовать в том числе и как метод воздействия - так считает адвокат заключенного Леонида Развозжаева, которого в прошлом году из московского СИЗО в иркутское перевозили месяц.

Дмитрий Аграновский, адвокат Леонида Развозжаева: Его тайно вывезли от нас в ночь с 17 на 18 декабря, а оказался он в Иркутске примерно в середине января. Само его доставление в Иркустк, на наш взгляд, носило собой цель просто на него воздействовать, чтобы он дал нужные показания. У нас такое мнение, поэтому  его специально катали.

Муж Толоконниковой предполагает, что Надежду все-таки уже доставят в красноярскую колонию к концу недели. Но никакого максимального установленного срока этапирования заключенных у нас нет, более того, если предположить, что все таки в конце неделе Надежду Толоконникову поместят в распределительное СИЗО Красноярска, а после доставят в колонию, все это уже в рамках закона может занять до 20 дней,  до того момента, как заключенная сообщит своим родственникам о том, где именно она находится.

Другие выпуски