Тимошенко передумала убивать Януковича, а протесты в Киеве продолжаются

22/11/2013 - 23:03 (по МСК) Лика Кремер, Дмитрий Казнин

«Киев потерял уникальный шанс», «решение Украины угрожает ее кредитоспособности» — так  европейские чиновники и финансисты комментируют решение официального Киева заморозить процесс вступления в ассоциацию с европейским союзом. Из Москвы тем временем звучат противоположные мнения. Владимир Путин обвинил европейские страны в давлении на Украину для заключения договора об ассоциации с Евросоюзом. 

Нет единого мнения о том, правильно ли поступил президент Виктор Янукович, и среди самих украинцев. По социологическим опросам, за интеграцию с Европой выступает около 58% украинцев, остальные же предпочитают сближение с Москвой. Впрочем, более активно свою позицию защищают именно те, кто видит Украину в Европе. Стихийные акции протеста против внезапного решения украинских властей начались в центре Киева еще минувшей ночью.

А сегодня уличные выступления продолжились уже ряде других городов. В сети появилось и название нового протестного движения «Евромайдан», по аналогии с майданом Оранжевой революции, который начинался в эти же самые дни ровно девять лет назад. О том, случится ли на Украине новый Майдан, Лике Кремер и Дмитрию Казнину рассказал корреспондент радиостанции «Эхо Москвы» в Киеве Сакен Аймурзаев.

Казнин: Среди 17 заявок на проведение в субботу акций в Киеве есть те, кто будет выступать против евроинтеграции?

Аймурзаев: Эти люди есть. Единственное отличие от тех, кто за евроинтеграцию, – это несамоорганизованное движение. Например, вчера, когда все стало понятно с внешнеполитическим курсом Украины, те, кто рад этому решению, почему-то не собрались даже на какой-то немногочисленный митинг, хотя  с организацией публичных акций в этой страны все более, чем в порядке, и даже не надо никого предупреждать – можно просто выйти. Но сейчас, когда власть понимает, что общественное движение стало популярно не только в Киеве, но и по всей стране, причем во Львове сейчас уже три тысячи человек на улице, и количество будет только увеличиваться, как только власть поняла, началась организация противоположных мероприятий. Например, завтра на Майдане «Партия регионов» планирует провести свою акцию, она будет активно поддерживать решение правительства Украины. Я напомню, решение не идти в Европу принял не президент Янукович, а об этом сообщило правительство страны. За поддержку этого решения завтра будет в Киеве акция. Вообще эти три дня – такое «митинговое триденствие», потому что сегодня 9 лет Оранжевой революции, завтра – 80-ая годовщина жертв Голодомора, а послезавтра – главный митинг за Европу. У киевлян  будет более чем достаточно поводов выйти на улицу, правда, погода плохая, и многие этим объясняют не такое большое количество людей на Майдане.

Кремер: Что за заявление сделала Юлия Тимошенко? Она якобы написала письмо Виктору Януковичу, в котором говорит, что готова остаться в тюрьме, лишь бы произошла интеграция с Евросоюзом.

Аймурзаев: Действительно, Юлия Тимошенко ведет с Виктором Януковичем давнюю переписку, по важным поводам она всегда выступает либо с письмом, либо с письменным заявлением. На сей раз это прямое обращение к Януковичу, и перед тем как сказать, что она готова сидеть, Тимошенко призналась, что вчера, когда узнала о конце евроинтеграции, готова была убить Виктора Януковича. Прямо так и написала: «Готова была вас убить, но сегодня успокоилась и даю три совета». Она посоветовала, во-первых, не оставаться с Россией один на один. По ее мнению, если Янукович не подписывает соглашение с Европой об ассоциации, он остается один на один с Путиным, с Россией, и любые преференции, финансовые или газовые подарки рано или поздно обернутся для него политическим крахом. Во-вторых, она советует Януковичу не торговаться с Европой из-за денег. В-третьих, она советует ему не комплексовать по ее поводу, то есть не бояться ее, и в этом совете она говорит, что если это нужно для подписания ассоциации, она готова продолжать сидеть, понимая, что если Европа подпишет это соглашение, то Тимошенко долго в тюрьме не задержится.

Казнин: Есть предпосылки того, что люди останутся на площадях надолго, как это было 9 лет назад?

Аймурзаев: Киевский окружной суд принял решение о запрете любых малых архитектурных форм – так деликатно называются палатки – после Оранжевой революции. Тем не менее, насколько я знаю, в воскресенье вполне возможно, что всем акциям придадут статус общенациональных и бессрочных. Ближайшая перспектива – конец следующей недели, когда в Вильнюсе пройдет Саммит восточного партнерства Евросоюза, где Украина должна была подписать соглашение об ассоциации. Как минимум до пятницы народ будет регулярно выходить на улицы – такие планы действительно есть.

Другие выпуски