Террористы хотели взорвать "Сапсан"

15/08/2011 - 19:24 (по МСК) Мария Макеева, Михаил Зыгарь

Сапсан собирались взорвать. Сенсационную новость сообщила сегодня газета "Коммерсантъ" со ссылкой на источник в ФСБ. В статье подготовка к терактам расписана на удивление подробно.

Сообщаются все имена злоумышленников и детали их задержания. Спецслужбы демонстрирует беспрецедентную открытость на фоне такого же беспрецедентного роста расходов на безопасность в РЖД.

До сих пор атаки на "Сапсан" были относительно невинными. Возмущенные социальным неравенством граждане не раз закидывали поезд камнями и подкладывали на рельсы опасные предметы.

Но теперь стало известно о подготовке серьезного теракта. Подрыв поезда планировался на перегоне возле деревни Фирсановка, это рядом с Зеленоградом. Но бдительные спецслужбы вовремя задержали жителя Кабардино-Балкарии Ислама Хамужева, выходцев из Чечни и Ингушетии Мурада Эдильбиева и Мурада Умаева, а также Фярита Невлютова из Мордовии. Их арестовали 7-8 июля.

А 27 июля Ведомости написали о том, что в этом году РЖД планирует потратить на антитеррористическое оборудование в три раза больше денег, чем в прошлом. Речь идет о 3,5 млрд. За последние четыре года бюджеты на обеспечение безопасности железной дороги росли не однократно и основным двигателем этого процесса были теракты.

Например, вскоре после подрыва "Невского экспресса" в ноябре 2009 года.

Тогда глава РЖД Владимир Якунин говорил о том, что появятся специальные группы, которые, как он выразился, будут барражировать вдоль магистрали "Москва-Питер". В декабре того же года премьер Владимир Путин выдал РЖД миллиард рублей, чтобы ликвидировать уязвимость именно этой магистрали.

После теракта в аэропорту "Домодедово" Владимир Якунин заявил, что надо усилить и охрану вокзалов и поставить на них досмотровое оборудование. Рамки и милиция появились, но работали они достаточно формально. В итоге проверять их ездил лично президент Дмитрий Медведев.

В марте этого года на расширенном совещании по транспортной безопасности Якунин сообщил, что в 2011–13 гг. потратит около 3 млрд на технические средства охраны. Тогда же прозвучало заявление о создании собственной службы безопасности.

В РЖД мне объяснили, что на самом деле Якунина неправильно поняли журналисты. У компании есть свой ЧОП. Но он занимается охраной имущества, а не безопасностью пассажиров. Защищать от террористов должно МВД, также антитеррористической безопасностью на транспорте занимается Минтранс. У этих структур есть свои расходы на это дело. В Минтрансе подтверждают, что у них есть федеральная программа со своим бюджетом. Правда, оперативно выяснить его размер в пресс-службе не смогли. В Минтрансе, кстати, поддерживает идею Якунина создать транспортную спецслужбу, но делать ее не частью РЖД или Минтранса, а включить структуру МВД. Но МВД идею пока не поддержало.

Что касается трех с лишним миллиардов, о которых шла речь в конце июля, то по ним решение еще официально не принято. Если же совет директоров РЖД его утвердит, то пойдут деньги не на собственную транспортную полицию, а на технику: видео наблюдение, средства досмотра, ограждение путей и еще на кое-что. Что это за кое-что в компании не объясняют, ведь речь идет о секретных средствах. И наверняка именно загадочное кое-что стоит самые серьезные деньги.

Также по теме
    Другие выпуски