Вмешательство в чатную жизнь. Почему создатель Telegram Павел Дуров решил сотрудничать с российской властью

10/07/2020 - 15:45 (по МСК) Богдан Бакалейко

С Telegram сняли блокировку, и теперь официальные лица стали присоединяться к правительственным совещаниям. Одна из таких встреч состоялась 9 июля в Иннополисе, и там вице-президент Telegram Илья Перекопский заявил о том, что Россия должна подключиться к обсуждению «налога», которые берут с мобильных разработчиков Apple и Google. Он отметил, что в Восточной Европе и России большое количество талантливых программистов, которые не могут развиваться из-за «налога» в размере 30%, которые Apple и Google берут со стартапов за размещение в магазинах приложений. Богдан Бакалейко разбирался в ближайших планах Павла Дурова. 

В этой истории очень много совпадений, правда стоит ли в них верить — каждый решает сам.

18 июня в России официально разблокировали Telegram. Эта блокировка была формальностью, потому что мессенджер работал и им все пользовались. Блокировка, скорее, показывала отношение властей к Telegram. И вот 18 числа это отношение изменилось в лучшую сторону.

23 июня Владимир Путин заявляет о резком снижении налогов для IT-отрасли — и 10 числа в Россию на конференцию с премьером Мишустиным приезжает вице-президент Telegram Илья Перекопский. Стоит обратить внимание, как заместитель Мишустина Дмитрий Чернышенко его представлял.

Глобальный сервис с российскими корнями, которому доверяют 400 миллионов человек в 90 странах. Здорово, что этот сервис официально работает в России, это добрый знак для IT-предпринимателей и инвесторов. 

Чернышенко сказал так, как будто никаких блокировок Telegram никогда не было. А Перекопский поднял очень важную для IT-отрасли тему монополии Google и Apple. Все разработчики мобильных приложений и игр продают свою продукцию именно в цифровых магазинах этих компаний. Они монополисты с самой большой аудиторий, а значит и рынком. И, как и у всех монополистов, у них жесткие требования. Разработчики должны платить 30% с продаж. 

Илья Перекопский, вице-президент Telegram: Мы тут обсуждаем налоговые льготы, снижение налога на прибыль до 3%. Да, действительно, в России эти компании будут платить 3%, но при этом 30% они будут отдавать американским компаниям, причем частным компаниями. Это серьезный сдерживающий фактор для всей IT-индустрии в мире, и в частности, конечно, в Восточной Европе и России. И, наверное, чтобы Иннополис превращался быстрее во что-то похожее на Кремниевую долину, безусловно, этот налог в 30% сдерживает всю отрасль. И при этом мы видим, что Apple и Google стоят триллионы долларов, у них на складах лежит кэш в офшорах, и на эти деньги компании в Восточной Европе покупают этих программистов, увозят их к себе. 

«Американские компании со счетами в офшорах, не дают России развиваться» — такая риторика должна очень понравиться нашей власти или, как минимум, депутатам: они уже зовут Дурова в Госдуму. 

Перекопский просто пересказал письмо Павла Дурова, которое также появилось накануне. В письме Дуров предложил обязать Apple предустанавливать локальные магазины в разных странах для своих разработчиков, тогда IT-сектор не будет платить высокую комиссию. 

Это было бы более эффективной мерой поддержки локального IT, чем обсуждаемый в ряде стран ЕС цифровой налог. Прежде чем пытаться наложить 3% цифровой налог на корпорации, государствам следует сначала самим перестать платить 30% «цифровой налог» в бюджет Apple и Google.

Идея интересная, но сложно сказать, насколько реализуемая. Все-таки рынок уже поделен.

Куда интереснее понять, почему именно сейчас Дуров отправил своего вице-президента в Россию. Почему после его выступления Мишустин пообещал выделить 20 млрд на поддержку IT-разработчиков. Неужели все? Telegram наконец-то становится русским, а Дуров возвращается к нам?

Михаил Климарев, директор «Общества защиты интернета»: У Telegram провалился план «А» с ТОН, криптовалютой и платежной системой, и вот должен быть план «Б», но плана «Б», видимо, не было. И теперь перед Telegram встает вопрос стратегический: что дальше делать? 

Павел Дуров действительно не смог запустить свою криптовалюту ТОН. Он уже практически вернул все деньги инвесторам и этот проект можно считать закрытым. Не получилось у него потому, что американский регулятор не дал ему лицензию на существование. И в теории, конечно, можно предположить, что Дуров обиделся на американцев и теперь ему нужна какая-то поддержка, и поддержку эту он попробует найти у российского государства. Но это только теория для любителей конспирологии. 

Мария Станкевич, директор по развитию биржи ЕХМО: Благодаря этой истории и имя Павла Дурова, и Telegram получили невероятное распространение. И да, она неуспешная с точки зрения блокчейна и запуска, потому что проект был очень классный, но, с другой стороны, это дало мировые известность и признание. Что касается денег — это хороший вопрос. По поводу плана «Б» я, если честно, думаю, что у Дурова нет желания или перспектив монетизировать именно Telegram. 

Сколько денег у Павла Дурова и когда они закончатся — никто не знает. Может быть, и никогда. Telegram проводит множество конкурсов для юных разработчиков и выплачивает победителям хорошие призовые. И не исключено, что потом с ними и сотрудничает. Они придумывают сервисы и игры, а у него есть с этого доля. И тогда его борьба против монополий кажется очень даже разумной. 

Мария Станкевич, директор по развитию биржи ЕХМО: Я знаю, что он занимается играми, вот Telegram, блокчейн ТОН и Gram были одной из возможностей монетизации. У него наверняка такое количество проектов, о которых мы не знаем. 

Павел Дуров остается одной из самых загадочных персон в IT-сфере. И это играет ему на руку. Потому что в конечном итоге все свои действия он сможет трактовать так, как ему удобно. Общение Перекопского с Мишустиным может быть и  возвращением мессенджера в Россию, и обычным лоббизмом своих сторонних проектов, и еще чем-то, о чем мы можем даже не догадываться. Но наверняка узнаем. 

Фото: Павел Дуров / Facebook

Не бойся быть свободным. Оформи донейт.

Также по теме
    Другие выпуски