Театральная революция: Олег Меньшиков возглавил Театр имени Ермоловой

Здесь и сейчас
4 апреля 2012
Поддержать программу
Поделиться

Комментарии

Скрыть
Московский театр имени Ермоловой сменил художественного руководителя. На место 81-летнего Владимира Андреева придет популярный актер и режиссер Олег Меньшиков.

Глава департамента культура столицы Сергей Капков уже представил нового худрука труппе, хотя к обязанностям Меньшиков приступит только осенью.

Решение о смене худрука Театра имени Ермоловой принадлежит руководителю департамента культуры Москвы Сергею Капкову. Хотя он говорит, что никто никого не увольнял. Мол, Андреев, который возглавлял театр 22 года, сам решил уйти и предложил Меньшикова на свой пост. В общем, по обоюдному согласию. Вот как Сергей Капков объяснил нам это решение.

Капков: Во-первых, Олег Евгеньевич хочет работать в театре и у него есть своя концепция развития. А во-вторых, нынешний руководитель театра – Владимир Андреев, у него осенью заканчивается контракт и он сам поддерживает эту идею, чтобы пришли люди с другим подходом развития театра. При назначении руководителя театра мы не смотрим на экономические показатели, мы смотрим на творческие показатели, на количество новых постановок, на посещаемость театра.

У нас есть критерий: актуальный. Актуальный театр - это тот, куда ходят люди, где людями интересно. Поэтому, я думаю, что он был актуальным и останется, и будет еще более актуальным.

Назначение Олега Меньшикова выглядит весьма логичным шагом. Ну, во-первых, его нельзя назвать варягом, Меньшиков там начинал свою театральную карьеру. В конце 1980-х на сцену театра Ермоловой его пригласил играть режиссер Валерий Фокин, который тогда его и возглавлял. К тому же Меньшиков – не просто известный актер, мечтательный юноша из «Покровских ворот» или юнкер из «Сибирского цирюльника». Скорее наоборот, последнее время он идентифицирует себя не как актер, а как режиссер и театральный продюсер. Как и в актерском плане, несколько лет назад, сейчас у Меньшикова все неплохо получается именно с организацией театральных постановок. Судите сами: еще в 1995 году он организовал независимую компанию «Театральное товарищество 814». Под крышей этого проекта Меньшиков выпустил серию громких спектаклей, которые стали событиями в театральной жизни Москвы конца девяностых и нулевых – «Горе от ума», «Кухня» или «Демон», который он ставил с Кириллом Серебренниковым. И вот совсем недавно он возглавил целый оркестр. Репертуар выбирает сам. Он приезжал с ним на телеканал ДОЖДЬ в программу LIVEнь с Михаилом Козыревым. Теперь Меньшиков с оркестром успешно гастролирует по стране и миру. В общем, руководитель он довольно успешный. Кстати, в той же программе он признался, что не любит старый академический театр, так что, скорее всего при нем театр Ермоловой преобразится и перестанет быть столь скучным, чопорным и классическим.

Меньшиков: Поскольку я всегда был далек от вот этой системы, все вот эти переживания, и вот это перевоплощение, пусть не обижаются на меня те, кто этим замечательно владеет, мне это не интересно.  

Вселять жизнь в старые театры не первый раз приходит в голову чиновников. И обычно такие перемены, действительно, помогают. Так, в 2006 году Евгений Миронов стал худруком театра Наций, которого до этого 20 лет возглавлял Михаил Чигирь. Миронов буквально возродил театр из руин, его спектакли гастролируют по всему миру, билетов не купить, а недавно он открылся после реконструкции, и теперь выглядит еще презентабельнее. Далее, в 2007 году вместо ушедшего из жизни Михаила Ульянова театр имени Вахтангова перешел в руководство иностранца — знаменитого литовского режиссера Римаса Туминаса. При нем театр опять же вздохнул свободнее, Туминас обновил труппу и репертуар. Театр Вахтангова снова оказался в списке очень важных театров столицы. Далее опять посланец из Литвы – Миндаугас Карбаускис, который в прошлом году возглавил Академический театр имени Маяковского и сейчас пытается привести его в порядок после Сергея Арцыбашева, который руководил театром 10 лет и практически ничего резонансного не сделал. Ну и напоследок: известный грузинский режиссер Роберт Стуруа, который после скандального увольнения из Тбилисского драмтеатра в октябре прошлого года стал главным приглашенным режиссером театра Et Cetera. Правда, его бессменный худрук Александр Калягин при этом никуда не ушел. Однако назначение на одну из руководящих должностей Стуруа уже принесло много пользы театру, по крайней мере, чисто в имиджевом плане.

Ну и, наконец, о будущем. Сергей Капков, похоже, всерьез взялся за академические театры, а точнее за их бессменных худруков. 2 апреля он уже сменил руководства Театра кукол «из-за прекращения развития театра». На очереди – новые театры. Но какие? Капков не признается по этическим соображениям. 

Капков: Я не могу назвать, потому что там работают люди, и с каждым – это отдельная работа, потому что мы не можем обижать людей, которые долгое время там работали. Мы пытаемся, знаете как, по договоренности сторон. 

Уже подписчик?
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.