Таджикские террористы хотят взорвать плотину?

29/07/2012 - 19:09 (по МСК) Ольга Шакина

Спецслужбы и силовые структуры Таджикистана проверяют информацию о готовящемся масштабном теракте, жертвами которого могут стать сотни тысяч человек. Боевики из Горно‑Бадахшанской автономной области, где сейчас идет спецоперация, якобы угрожают взорвать естественную плотину на Сарезском озере. Насколько вероятен подобный сценарий, обсудили с обозревателем газеты «Московские новости» и специалистом по среднеазиатскому региону Аркадием Дубновым.

Речь идет о Сарезском озере. Его и бывшую часть реки Мургаб отделяет друг от друга Усойский завал. Его-то, по сообщению местных журналистов, и планируют взорвать боевики, и последствия могут быть ужасными. Мургаб – приток реки Амударья, и если Усойский завал будет взорван, то образуется огромная волна, которая смоет все поселения вдоль реки. А это сотни тысяч, а возможно даже и миллионы людей.

Само Сарезское озеро образовалось в 1911 году из-за сильного землетрясения. Озеро расположено в горах Памира, глубина доходит местами до 500 метров . Объем превышает 16 кубических километров. Опасность того, что эта огромная водная масса сможет прорваться, давно беспокоит власти стран, по территории которых протекает Амударья. В 2000 году правительства Таджикистана, Узбекистана, Казахстана и Киргизии обратились к мировому сообществу с просьбой создать специальную систему, которая бы снизила риск прорыва. Вследствие чего были построены системы раннего оповещения вдоль рек Мургаб и Амударьи.

Впрочем, то, что террористы взорвут Усойский завал, маловероятно. Во всяком случае, так считает глава движения «Таджикские трудовые мигранты» Каромат Шарипов.

Шарипов: Это не вагон поезда, туда надо столько взрывчатки. И такой высоты – это даже при желании невозможно сделать. Я только разговаривал с представителем посольства. Там сейчас большая группа охраны: центральная безопасность Таджикистана. Они прочесывают местность. 

Информация о возможном теракте появилась на фоне спецоперации  в Горно-Бадахшанской автономной области. Как сообщают таджикские силовики, незаконные бандформирования сдают оружие – за это им гарантирована амнистия. Операция связана с задержанием подозреваемых в покушении на генерала спецслужб страны Абдулло Назарова, сегодня идет ее шестой день. По официальным данным, убиты 30 членов группировки, на которую возлагают ответственность за преступление, еще 40 задержаны. Сообщается также о гибели 12 сотрудников силовых структур и ранении 23. Погибших и раненых среди мирного населения, согласно официальным данным, нет. Но по неофициальным данным их несколько десятков.

Накануне пришло сообщение, что группа из 28 туристов, которая оказалась практически в самом центре перестрелки, смогла выбраться из опасной зоны. Среди этих людей есть граждане США, Канады, Германии, Франции, Великобритании и Австралии.

Как дальше может развиваться ситуация в Горно-Бадахшанской автономной области республики, обсудили с обозревателем газеты «Московские новости», специалистом по среднеазиатскому региону Аркадием Дубновым. 

Шакина:  Усойский завал - это действительно Дамоклов меч? Еще в  2000 году власти четырех среднеазиатских  стран обращались за помощью, чтобы снизить риски его прорыва. Известно ли вам, что было сделано, и насколько опасна ситуация сейчас?

Дубнов: Вы говорите о возможной катастрофе на озере Сарез? Эта информация появилась вчера поздно ночью со ссылкой на неустановленные источники.      Думаю, что вброс информации, чтобы возбудить обстановку, привлечь внимание к  происходящему в Горном Бадахшане. Я не думаю, что этому надо предавать серьезное значение. Мне кажется, гораздо важнее обсудить другие аспекты, происходящие там.

Шакина: Сегодня утром появились сообщения о том, что боевики сдают оружие. Означает ли это, что пик противостояния пройден?

Дубнов:  Никто не может сказать, пройден ли Рубикон. Информация о сдаче боевиками оружия на сегодняшний день – выдача желаемого за действительное. Переговоры немного приблизились к этому, ополченцы в Хороге обещают начинать процесс сдачи оружия,  и то, только в одном из районов столкновения, в одном из пригородов Хорога. Но как сказал, мне один человек, который там сидит: «Чтобы сдавать оружие, мы же его сначала покупаем, потом сдаем». Надо хорошо себе представлять специфику той ситуации. Властям, которые требуют выдачи оружия, виновных в убийстве генерала Назарова,  сегодня нужно, в первую очередь, достойно выйти из ситуации. Что хорошо понимают ополченцы. И поэтому я допускаю, что, возможно, скорее всего, по большому счету это будет имитация сдачи оружия, которая уже не один раз за последние годы производилась. Как мы понимаем, оружия у ополченцев, либо боевиков достаточно настолько, что они встретили очень неожиданным сопротивлением правительственные войска, из-за чего те потеряли большое число людей. Не надо придавать большого значения обещаниям сдать оружие и разрешить ситуацию. Главное – найти политический выход из ситуации. На мой взгляд, исходя из имеющегося опыта, без участия авторитетных международных посредников, которым  могут доверять обе стороны, ситуацию будет трудно разрешить.

Шакина: Каков возможный сценарий нормализации ситуации с участием этих посредников?

Дубнов: Это зависит от исходных позиций сторон. Чего хотела бы власть в Душанбе? Все мы понимаем, что последние 20 лет, с начала гражданской войны, Горный Бадахшан никогда не контролировался полностью центральным правительством. Там был наместник, но власть реально принадлежала местным криминальным авторитетам. Эти авторитеты в отсутствие нормального заработка в социально и экономически ущербном регионе жили за счет наркотрафика, причастности к контрабанде сигарет, драгоценных камней из Афганистана. Ничем больше центральная власть помочь этому региону не могла, поэтому и их влияние было весьма ограничено. Но через год прошли президентские выборы. В отсутствии любой другой светской политической легальной оппозиции у Рахмона Набиева остается только такая подпольная вооруженная, которая может ему угрожать. Такая точка кристаллизации и консолидации всех протестных сил в стране.

Шакина: То есть, возможно, это перед выборами акция и против Эмомали Рахмонова, который там уже 14 лет?

Дубнов: Смею вас поправить. Рахмонов у власти ровно 20 лет.

Шакина: Прошу прощения, Аркадий. Тогда ситуация еще серьезнее.

Также по теме
    Другие выпуски