Светлана Рейтер: Мне интересно посмотреть, не испугались ли журналисты

19/07/2012 - 21:38 (по МСК) Павел Лобков, Татьяна Арно
С завтрашнего дня в Москве стартует новая акция «Оккупай» после памятника Абаю, «Оккупай баррикады» ка Кудринской площади  и «Оккупай Следственный комитет».

Модные московские журналисты собираются заняться прессой. «Оккупай СМИ» будет первой уличной школой журналистики в Москве. Бульварная пресса в лучшем смысле слова.

На московских бульварах, помнящих отпечатки подошв Бориса Акунина, Дмитрия Быкова и других прогуливавшихся писателей, корреспонденты главные редакторы и просто золотые перья будут рассказывать о том, как писать заметки и как работают редакции. Первой с лекцией на альтернативном журфаке выступит Светлана Рейтер, автор множества публикаций в журнале Esquire и «Большой Город» , сегодня она с нами в студии.

Лобков: Альтернативный журфак - нужно ли это?

Рейтер: Альтернативный, конечно, нужен, потому что классический журфак не всегда дает правильной картинки. До сих пор непонятно, как брать интервью, этому никто не учит. Ты приходишь к человеку, и не очень понятно, как с ним общаться. Техники неизвестны.

Арно: То есть этому на журфаке не учат?

Рейтер: Не знаю, может быть, я плохо училась. Но если говорить с точки зрения практики, то практически нет. Даются какие-то прикладные моменты: как одеться,  с чего начать разговор, как общаться. Я все это понимала эмпирическим путем.

Лобков : «Оккупай СМИ» - так акция называется?

Рейтер: «Окупай СМИ» называется. Формат был такой: опубликовали объявление в Facebook и twitter, и люди, которым интересно было понять, из чего состоит журналистика, присылали заявки. Их интересовала практическая сторона вопроса: как в американских фильмах, с чего начинать интервью, как проводить research, что нужно знать о человеке, кого опрашивать - есть некий набор правил.

Лобков: А много таких?

Рейтер: 200 человек - много.

Арно: Как московская мэрия реагирует на такие сборища, и на чьи деньги это все будет проходить?

Рейтер: Это вопросы не ко мне, а к организаторам. Думаю, они все отрегулированы. Если будет дождь, надо  будет куда-то перемещаться. Если дождя не будет, то мне придется напрягать связки, орать, потому что  усилительной техники не будет. Придется «живым» микрофоном.

Арно: Все-таки придется согласовывать?

Рейтер: Организаторы должны были это делать Моя задача, как мне сказали, прийти  и рассказать, как я работаю.

Лобков: Кто там будет?

Рейтер: Олег Кашин,  Юрий Сапрыкин, Максим Ковальский, Миша Зыгарь, Миша   Ратгауз,  Елена Костюченко, Олеся Герасименко – очень серьезный пул. Насколько я понимаю, из ваших коллег позвали Уржанова, Катю Гордееву,  но это не Шалимов, конечно же.

Лобков: Вам не кажется, что очень наша пресса стала разбиваться на кланы?

Рейтер: Мне не кажется, просто ситуация в стране изменилась. Если раньше были новостные журналисты, репортеры, расследователи, экономические журналисты - это мое субъективно-оценочное суждение - сейчас в день вводится по три  абсурдных закона, и все мы должны реагировать. Естественно, и люди,  которые раньше писали вдумчивые репортажи, тоже должны реагировать и подстраиваться. Может быть, поэтому у одних  журналистов  одна скорость, у других – другая. Поэтому получается такая разобщенность. Я сама столкнулась с тем, что люди, которые пишут репортажи на новостных сайтах - Газета.Ru или Лента.Ru  - гораздо оперативнее и ловчее меня. Мне, конечно, обидно, но надо догонять и реагировать быстро.

Лобков: Но может площадка как раз послужит объединению всех кружков, которые в журналистике сейчас существуют?

Рейтер:  Я надеюсь, что мы не будем зажиматься и в меру щедры, чтобы делиться своим опытом и какими-то практическими вещами: как не оттолкнуть собеседника, как привлечь его к себе, как набрать ровно столько интервью, сколько нужно – ни больше, ни меньше.

Арно: Слушатели «Окупай СМИ»  будут те, которые на журфаке что-то недополучили, или это будут совершенно другие люди?

Рейтер: Насколько я знаю, заявку подал даже главный  редактор газеты «На Пресне», который должен прийти и нам что-то рассказать. Думаю, это должно быть некое сотрудничество тех, кто пришел, с теми, кто рассказывает.

Лобков: Как вы считаете, движение «Окупай СМИ» жив или оно принимает новые формы?

Рейтер: Я, к сожалению, не человек, который пишет про новости.Это мой большой недостаток. Я не колумнист, колонки я пишу ужасно. Я пытаюсь быть репортером. Я смотрю на фактуру, которая ко мне поступает. Я вижу суды, на которые давно никто не ходит, аресты. Участковых, которые допрашивают в рамках дела тысячи человек. Я вижу, как кто-то уезжает – я не говорю об активистах, которым есть резон отсюда сматывать. И мне кажется, есть некая тенденция: очевидно, что закручивают гайки, и мне просто интересно, испугались  мы или нет. 

Другие выпуски