Сурков заговорил. Вступился за «Сколково» и сказал добрые слова Павлу Дурову

02/05/2013 - 18:45 (по МСК) Лика Кремер, Павел Лобков
Руководитель администрации правительства Владислав Сурков восстал из религиозного и инновационного молчания, в котором прибывал практически с момента ухода с поста главного политтехнолога страны – первого замруководителя администрации президента. 

Сурков неожиданно решил отменить свою лекцию по инновациям в Лондоне и ответить на вопросы. Защищал фонд «Сколково» и социальную сеть «Вконтакте», говорил об альтернативе «Единой России», а также о вожделении застоя.

Владислава Суркова возле Лондонской школы экономики накануне встретили активисты оппозиционного движения «Говорите громче». Они были в масках Суркова, а в руках держали его чучело. Требовали протестующие включения вице-премьера в «список Магнитского».

Сурков вместо лекции по инновациям решил эти самые инновации защитить, поэтому сразу предложил задавать вопросы. Владислав Сурков курирует деятельность «Сколково», которым заинтересовались не так давно следователи – обвинения выдвинуты против старшего вице-президента фонда Алексея Бельтюкова по подозрению растрате $750 тыс. Деньги получил депутат Госдумы Илья Пономарев. Сурков вступился за любимое детище Дмитрия Медведева, и за главу «Сколково» Виктора Вексельберга.

Владислав Сурков, вице-премьер России: Надо дойти до суда и понять в суде, это преступление или не преступление. Энергия, с которой Следственный комитет публикует свои предположения, вызывает у обычных людей ощущение, что там преступление. Но это просто стиль Следственного комитета, это их энергичный стиль. Пусть доказывают, что эти люди в чём-то виноваты. И мы ещё посмотрим. Вы знаете, человек, который недавно получил несколько миллиардов долларов за продажу доли в TНК-BP, мне сложно представить, что он будет воровать какие-то сотни тысяч долларов, о которых вы сейчас говорите. Ну, сложно. Ну, поверьте мне. Вы бы его увидели, ну, вряд ли. Ну, точно нет, ему не надо.

Глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов считает, что заступничество даже Суркова не сможет серьезно повлиять на дело.

Кирилл Кабанов, глава Национального антикоррупционного комитета: Этот проект очень ответственный, он всегда будет отстаивать свой имидж. Он достаточно серьёзный игрок на поле, но раз такое решение принято, значит, оно принималось не каким-то оголтелым просто. Поступили документы, приняли решение – быть уголовному делу. Это решение  было принято продуманно, поэтому на ходе расследования это не скажется. Это некие шаги и решения,  прежде всего, президента, потрясти все проекты, напрячь все проекты.

Собственно, дальше вопросы касались политической обстановки в России, например, суверенной демократии. Также Сурков рассказал, что был бы рад застою, да еврокризис и «свои с Кавказа» не позволяют.

Владислав Сурков, вице-премьер России: Я никакого застоя не вижу, жизнь в России очень бурная, динамичная, очень беспокойная. У нас много проблем, у нас много хлопот. Я, честно говоря, иногда и рад – был бы застой, было бы хорошо. Все сели бы отдыхать, легли бы, позже на работу, пораньше с работы. Но не получается у нас застоя. И рады бы, но не дают нам. То вы не даете со своими кризисами мировыми, то свои с Кавказа, то еще кто-нибудь. 

«В какой-то степени открыт вопрос о значительном отрицательном рейтинге «Единой России». Думаю, что «Единая Россия» просто обязана существовать в конкурентной среде. Это нормально, и сейчас эта конкуренция будет развиваться», – вот так Владислав Сурков снова поднял тему альтернативной партии. И даже предложил помочь ее сделать. Однако политологи скептически относятся к такой идее.

Евгений Минченко, директор Международного института политической экспертизы: Попытки создать у нас двухпартийную систему неоднократно предпринимались, но бюрократия с большим трудом мыслит в формате этой двухпартийности. На мой взгляд, абсолютно бессмысленно пытаться создать двухпартийную систему сверху, любые попытки смастерить каким-то образом вторую  партию  сверху будут обречены на провал. Я думаю, что всё это было соусом к вопросу о «Сколково».

Само же неожиданное выступление Суркова говорит, что он соскучился по большой политике. Ведь последнее время он занимался делами религиозными, да инновациями.

Михаил Виноградов, политолог: Вообще в выступлении Суркова  интересен не столько контент, сколько сам факт выступления Суркова, это первое.  Сурков соскучился по публичной политике. Второе: Сурков открещивается от образа человека,  который предлагал занимать более умеренную позицию по отношению к протестующим. По каким-то причинам Суркову важно показать, что он  комментирует внутриполитическую тематику. Он берёт достаточно нейтральную тему – про «Единую Россию» сейчас позволено говорить много.

Помимо «Сколково» Сурков защитил и социальную сеть «Вконтакте», как писали в различных СМИ, против ее главы Павла Дурова была развернута информационная кампания. «Что касается сети «ВКонтакте», то, как мне кажется, там идут сложные процессы. Я знаю Павла очень хорошо, отношусь к нему с большим уважением. Знаю, сейчас всякое говорят. Я не знаю, что там произошло, думаю, в ситуации разберутся. Но налицо неоднозначная ситуация, связанная, в том числе с собственностью, с новыми сделками. Я уверен, что сеть сохранится, поскольку она очень популярна в России».

Заявил Сурков и о победе над оппозицией. И о справедливой расправе над митингующими – вероятнее всего, фраза касалась расследования событий на Болотной площади 6 мая 2012 года.

Кирилл Кабанов, глава Национального антикоррупционного комитета:  Должна меняться политическая система. Никакого противоречия здесь нет, как раз я считаю, что в последний период, в 2011-2012 году главное, что показала эта система – свою способность меняться. Когда она столкнулась с определёнными вызовами, она увидела, что в обществе есть недовольства, причём  недовольство глубокое. Она адаптировалась. Она, наконец, проявила долгожданную жёсткость в отношении к экстремистам. И, наконец, те, кто считал возможным бить полицейских, понесли заслуженное наказание. Ведь в России действительно  всё это было очень странно. Если вы нарушаете закон на митинге, то это типа не нарушение закона. А почему? Потому что это выражение чувств. Выражайте чувства, только по закону.

Ну и помимо всего прочего Владислав Сурков похвастался своим профессионализмом: «Я не самый бедный человек, я работал в бизнесе 10 лет и, если надо, еще поработаю. Я был успешным в бизнесе еще до прихода в Администрацию президента, в своей сфере я был одним из самых успешных».  
Также по теме
    Другие выпуски