Супер-супер-суперсуд. Как будет выглядеть судебная система России через полгода

Владимир Путин упразднил Высший арбитражный суд. Сегодня президент подписал закон о поправках в Конституцию, согласно которым арбитраж объединяется с Верховным судом. Что изменится теперь в судебной системе России – разбирался Илья Васюнин.

Васюнин: Во-первых, высшее правосудие переедет в Питер. Для нового объединенного суда на Петроградской стороне (это район в Санкт-Петербурге)  построят специальный квартал. На это должно уйти около двух лет.

А завершить процесс слияния Верховного и Высшего арбитражного судов нужно за полгода. Такой срок прописан в законе. Юристы опасаются, сможет ли верховная инстанция принимать решения по самым важным вопросам.

Если говорить о сути принятых изменений, то, оказывается, Высший арбитражный суд упраздняется. Теперь вопросы, которыми он занимался, передаются в юрисдикцию Верховного суда.

В результате, по новому закону сформирован Верховный суд Российской Федерации – единый высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным делам, и теперь еще и по экономическим спорам. 

Кроме того, Верховный  суд  продолжит осуществлять  надзор  за деятельностью  федеральных  судов  и  давать  разъяснения  по   вопросам  судебной практики. Войдут туда сто семьдесят судей, которых отберет специальная коллегия. 

Для низших инстанций ничего не изменится. Арбитражные суды продолжат свою работу. Только главным судом станет другой суд. Многие эксперты с настороженностью говорят о создании нового органа. За прошедшие годы однокурсник премьер-министра Дмитрия Медведева Антон Иванов, который занимал пост председателя Высшего Арбитражного суда, добился определенного уровня прозрачности  для арбитражной системы. Там, по крайней мере, в интернете можно найти всю информацию о судебных заседаниях, говорят юристы.  

Слияние судов официально объясняют необходимостью единообразия судебной практики. Павел Крашенинников, глава думского комитета по законодательству рассказал ДОЖДЮ, что возникали разные решения по одним и тем же проблемам.  А институт совместных постановлений не всегда срабатывал.  Это, конечно, «дестабилизирует экономику и, вообще, жизнь».

Есть и другая версия, которую высказывают эксперты. Вот что в нашем эфире рассказывал юрист Transparency International Денис Примаков.

Денис Примаков, Transparency International: Сейчас идет определенный нажим на бизнес-сообщества. В плане того, что социальные гарантии нельзя отнимать, а нужны деньги государства, потому что мы вступаем в определенный кризисный этап. Высший арбитражный суд всегда был основным правоприменителем по основным экономический спорам. Если мы уберем этот субъект, то, может быть, будет легче с экономическими делами не то чтобы расправляться, но как-то их можно будет… Потому что суды общей юрисдикции лучше прислушиваются к исполнительной власти, нежели арбитражные суды.

*По решению Минюста России Автономная некоммерческая организация «Центр антикоррупционных исследований и инициатив „Трансперенси Интернешнл-Р“» включен в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента.

Другие выпуски