«Судья не может ограничивать мою свободу слова». Почему адвокатам обвиняемых в убийстве Политковской запретили писать о процессе в фейсбуке

02/04/2014 - 18:06 (по МСК) Юлия Таратута

Дело об убийстве обозревателя «Новой газеты» Анны Политковской продолжает слушаться в открытом режиме с участием присяжных заседателей. Однако сегодня суд запретил адвокатам комментировать слушания дело об убийстве Анны Политковской в интернете и СМИ. Об этом заявил председательствующий судья Мелехин. Однако защитники не собираются исполнять это требование. 

Процесс идет в Московском городском суде с участием присяжных — именно поэтому судья хотел запретить адвокатам, в частности, Мураду Мусаеву, который защищает обвиняемых в убийстве, высказываться об этом деле. Якобы это может повлиять на присяжных. Вот что о сегодняшнем заседании нам рассказал Мусаев; как вы понимаете, соглашаться с запретом он не собирается.

Мурад Мусаев, адвокат: Председательствующий судья пришел в зал с некими бумагами и начал поучать меня, более того, прямым текстом сказал, что запрещает мне говорить об этом деле в том ключе, в каком я считаю необходимым за пределами зала судебного заседания. Я тут же довел до его сведения, что я считаю этот запрет незаконным, что председательствующий судья не может ни в чем меня ограничивать за пределами зала судебного заседания и тем более не может ограничивать мою свободу слова и свободу выражения собственных мыслей.

По словам Мусаева, судья обратил внимание на его пост в фейсбуке, написанный несколько дней назад. В нем адвокат обращается к убийцам Анна Политовской, он уверен, что это не его подзащитные и пишет: «С учетом количества подтасовок, совершенных в этом уголовном деле за 8 лет (особенно, после первого оправдательного приговора), с учетом позиции суда, который активно препятствует представлению доказательств защитниками, и, наконец, с учетом нездоровой ауры, царящей вокруг этого дела в Мосгорсуде, результат предсказуем. Некоторые наши оппоненты о будущем решении присяжных, не стесняясь, говорят вслух. Так что я, забегая вперёд, поздравляю следователей, прокуроров и убийц Политковской с победой».

В общем, эта история с запретом довольно странная, любые такие действия в ходе судебного процесса – это не замечание, не выражение эмоций, а строгое требование, основанное на законе, но как вы слышали, судья не объяснил, на чем оно основывается. По мнению некоторых участников процесса, все это свидетельствует о напряженной атмосфере в процессе.

Напомним, журналиста «Новой газеты» Анну Политковскую застрелили в подъезде своего дома в центре Москвы в октябре 2006 года. По версии следствия, исполнителем убийства является Рустам Махмудов. Преступление он совершил вместе с двумя братьями Ибрагимом и Джабраилом, дядей Лом Али Гайтукаевым, а также с экс сотрудником РУБОПа Сергеем Хаджикурбановым. Первый судебный процесс закончился оправдательным вердиктом, с ним согласили и родственники Политковской, потому что по их мнению следствие предоставило недостаточно доказательств и в первую очередь не назвало заказчика преступления.

Еще один фигурант дела, бывший милиционер Дмитрий Павлюченков, который обеспечил слежку за Политковской, уже осужден по этому делу. Дело было отправлено на доследование и передано в суд, вновь с присяжными, с этим тоже было много проблем, но в итоге коллегия была сформирована. Процесс начался в прошлом году.

Фото: РИА Новости/Алексей Ничукин

Другие выпуски