Судей перевезут в Петербург и заставят работать на месте радиоактивных захоронений и химических испытаний

28/10/2013 - 22:03 (по МСК) Дмитрий Казнин, Лика Кремер
Власти Петербурга вместе с управделами президента Владимиром Кожиным определились с тем, каким будет «судебный квартал» на набережной Малой Невы. Стиль проекта уже назвали «имперским и тоталитарным». Застройка квартала начнется уже весной 2014 года.

Власти не поддержали горожан, которые собирали подписи под инициативой разбить на этом месте парк. О судьбе последнего незастроенного участка исторического центра Петербурга – Родион Чепель.

Чепель: «Заседали жарко и эмоционально», – это глава комиссии управделами президента Владимир Кожин о заседании. Вместо двух часов комиссия три часа обсуждала 4 проекта, вошедшие в шортлист. 11 из 21 членов жюри проголосовали «за» проект архитектора Атаянца. Против всех проектов проголосовал только почетный гражданин Олег Басилашвили. Он призвал не уродовать историческую часть города.

Вот куда переедут после объединения верховный и высший арбитражный суды. Сам архитектор Максим Атаянц называет это «неоклассическим стилем», напоминающим Биржу, Смольный и цирк Чинизелли. Его обвиняли в том, что он просто скопировал исторические образцы. Сам же Атаянц считает своё решение оригинальным.
Атаянц до этого проекта не входил в архитектурную элиту страны, но построил «Горки город» в Красной поляне в Сочи, и работал с управделами президента – создал «этнографическую» деревню в Сочи, по его же проекту там же построили медиадеревню, оплаченную Сбербанком.

Напомню, в последние недели в интернете шла кампания по бору подписей под инициативой разбить на территории застройки парк. Парка не будет. Но чиновники всё же решили отказаться от строительства служебного жилья, на которое по проекту приходилось четверть квартала – на этой территории, я цитирую губернатора, будет общественное пространство. Вообще, экологи с сомнением отнеслись к инициативе горожан. 

Андрей Горький, главный эколог Российского геоэкологического центра: Это абсолютно дурацкая идея, с которой я как эколог не могу согласиться. Разбивать парк на опасной для здоровья территории – это лишено смысла, а разбивать парк с предварительной выемкой пятиметрового слоя грунта и завозкой нового – это будет золотой парк.

Почему опасно для здоровья и чём тут 5 метров? Это – глубина залегания зараженного грунта, по официальному заключению экологов. Дело в том, что раньше на территории застройки находился институт прикладной химии, сокращённо – ГИПХ. Российский Геоэкологический центр много лет занимался изучением того, как этот научный центр наследил.

Андрей Горький, главный эколог Российского геоэкологического центра: Мы этой территорией лет шесть занимаемся, в том числе для правительства Петербурга, когда был первый подход в 2000-х годах, когда там тоже собирались строить большой досуговый центр, потом – с ВТБ в рамках проекта «Набережная Европы». Территория очень сильно загрязнена. Вне зависимости от того, что там собираются строить, как минимум 5-6 метров должны быть оттуда удалены. Там нашли практически всю таблицу Менделеева. Там были химические лаборатории, которые работали в течение 85 лет, поэтому перечислять все, что там есть, лишено смысла.

Так место выглядело после сноса зданий ГИПХа. Здесь работали над новыми видами взрывчатки, расщепляющимися материалами, ракетным топливом гептилом. Официально об этом говорили так – «многие достижения ГИПХа использовались для создания «щита Родины». О том что такое был ГИПХ, говорит хотя бы то, что руководивший институтом в конце 80-х Борис Гидаспов был также первым секретарем обкома – то есть именно он до выборов мэра Собчака управлял городом.

Александр Карпов, директор Центра экспертиз ЭКОМ: История ГИПХа покрыта тайной, как история любого секретного предприятия в советское время. Там разрабатывалось химическое оружие, и тогда о правилах производственной безопасности знали не очень много. И оборудования для того, чтобы обеспечить эту безопасность, было тоже не очень много. Химикаты сливались прямо в канализацию, захоранивались прямо в помещениях. В подвалах, во дворе. Кирпичи пропитаны ртутью, как губка.

Экспертизу экологов новые инвесторы, конечно, будут использовать. Вопросы вызывает то, как обошлись с самим институтом. Он переехал во Всеволожский район Ленобласти, в поселок Капитолово, но перед этим научный центр «Прикладная химия», как он теперь назывался, под руководством директора Александра Шаповалова, был фактически доведен до банкротства и распался на фирмы однодневки и гонконгские офшоры. А у самого директора обнаружился замок в Шотландии, Шаповалова обвинили в хищениях и на время следствия отправили под домашний арест, а его зама Алексея Карпенко объявили в федеральный розыск.

Остаётся также вопрос – где судьи будут жить. Но, учитывая заявления губернатора Полтавченко о том, что это будет недалеко от места работы, а также то, что поиском жилья также занимается управделами президента Владимир Кожин, кажется, это уже ясно.

В июле давние знакомые премьера Дмитрия Медведева братья михаил и Борис Зингаревичи представили проект застройки конюшенного ведомства. Этот проект стал центральным в проекте реконструкции территории около Марсова поля. Таким образом, и эта территория в центре города рискует превратиться в резервацию для бывших столичных чиновников аппарата объединённого суда, а пробки на мостах через рукава Невы растянутся до бесконечности.

Другие выпуски