Страшилки Глазьева. Как российская экономика может пострадать от интеграции Украины с ЕС?

28/06/2014 - 21:41 (по МСК) Карина Орлова

Вступая в экономическую ассоциацию с ЕС, Украина не только себя погубит, но и российской экономике нанесет непоправимый ущерб – так заявляют противники украинской евроинтеграции во главе с советником Владимира Путина Сергеем Глазьевым. При этом другие экономисты – в том числе из либерального крыла, называют такие прогнозы страшилками и объясняют, что Россия от ассоциации Украины с ЕС не пострадает. 

Итак, вот главный довод тех, кто последние полгода – с тех пор как Украина еще в ноябре 2013-го должна была подписать соглашение об ассоциации с ЕС, выступает против украинской интеграции – границы между Россией, Украиной и ЕС смешаются, а движение товара будет почти неконтролируемым. От этого предостерегает экономист Михаил Хазин:

Михаил Хазин, экономист, президент консалтинговой компании НЕОКОН: Сегодня Украина находится в зоне свободной торговли СНГ и поставляет в Россию довольно много товаров беспошлинно. Поскольку товары поставляются беспошлинно, контроль за ними достаточно слабый. Если Украина вступает в какую-то другую зону свободной торговли, то соответствующие товары смогут проникать на территорию России, и это называется неправильной конкуренцией. Такого рода факты будут почти наверняка, потому что собственное производство Украины достаточно слабое, и оно практически исчезнет.  То в этом случае на таможенную территорию Таможенного союза пойдут товары беспошлинно, по которым должна взиматься пошлина. Скорее всего, чтобы этого избежать, Украина будет выведена из зоны свободной торговли СНГ, и на ее товары автоматически будет налагаться пошлина.

Действительно, сейчас таможенный контроль на российско-украинской границе очень слабый – просто нет необходимости проверять ввозимый товар на предмет происхождения и стоимости. Но, как утверждает директор  по макроэкономическим исследованиям Высшей школы экономики, экономист Сергей Алексашенко, проблема недостаточного контроля на таможне, во первых, российская, во вторых, техническая, а в третьих, легко решаемая:

Сергей Алексашенко, директор по макроэкономическим исследованиям НИУ ВШЭ: В мире существуют десятки зон свободной торговли, и они очень часто пересекаются, и решение этой проблемы – это сертификат страны происхождения, где указывается страна-производитель. Можно, конечно, строить всякие гипотезы о том, что начнутся переклейки и прочее, но мне кажется, что в мире как-то научились с этим бороться, и нигде это не является проблемой. И я вообще не слышал, чтобы этот аргумент всерьез обсуждался в каких-то торговых конфликтах. Я думаю, что эксперты ЕС, конечно, расскажут о том, как эта проблемы решается в других случаях, как можно избежать переклейки сертификатов, и как можно защищать России свои экономические интересы, если они вдруг будут нарушаться. Вообще говоря, в интересах России, чтобы Украина была богатой, процветающей страной. Потому что жить в окружении богатых соседей всегда лучше и приятнее, чем жить в окружении  бедных и попрошаек.

Сейчас на пальцах объясню. Вот есть ручка, сделанная в Германии. На нее есть сертификат страны происхождения. Когда эта ручка попадет в Украину, пошлиной она облагаться не будет – в рамках соглашения об ассоциации. Но если эту ручку захотят ввезти в Россию, через территории Украины, то благодаря сертификату происхождения довольно несложно будет установить, европейский это товар – подлежащий налогообложению, или украинский – пошлиной не облагаемый. И провести соответствующую процедуру на границе.

Экономист Ирина Ясина занимает в данном вопросе менее категоричную позицию – они считает, что потери, конечно, будут, но их размер преувеличен:

Ирина Ясина, экономист: Действительно, потери будут. По сравнению со всей экономикой России они, конечно, невелики и ни к каким катастрофическим последствиям не приведут. Но нам придется либо получать эти же товары, но с какими-то дополнительными издержками, которые выльются просто в более дорогое производство, либо искать какие-то другие рынки, где мы сможем аналогичные вещи закупать, либо начинать их производить самостоятельно. Это просто будет несколько дороже.

В торгово-экономических отношениях России и Украины самую важную роль, пожалуй, играет военно-промышленный комплекс. Российский и украинский ВПК, как оба вышедшие из советского, являются неотъемлемыми частями друг друга. Украина поставляет России комплектующие, и есть, по крайней мере, три сфера, в которых она является монополистом. Первая – это производство газотурбинных двигателей для ВМФ в Николаеве. Все надводные корабли РФ плавают на газотурбинных установках Украины. Те 30 кораблей, которые должны быть построены по программе вооружений до 2020 года, и несколько эсминцев, которые должны быть построены для ВМФ Индии, все должны иметь украинские газотурбинные установки.

Второе украинское предприятие монополист – Запорожское объединение Мотор Сич , которое производит вертолетные двигатели. И третье – это днепропетровский Южмаш, который осуществляет гарантийный контроль и конструкторское обслуживание ракет СС 18 (Сатана), на которых размещено чуть меньше трети всего ядерного потенциала России. В начале июня Петр Порошенко уже объявил о прекращении сотрудничества Украины с Россией в сфере ВПК, но как считает военный эксперт Александр Гольц, формально или нет, но комплектующие для российской военной промышленности из Украины поставляться будут:

Александр Гольц, военный эксперт: То, что мы наблюдаем сейчас, это то, что, несмотря на все грозные словеса, звучащие из Киева, директора конкретных промышленных предприятий прибегают к всевозможным трюкам, бюрократическим уловкам и так далее, чтобы обойти это эмбарго. С одной стороны, замминистра обороны Борисов честно говорит, что на украинской таможне скопилось гигантское количество всевозможных комплектующих для России.  С другой стороны, нам утекает информация, что Южмаш продолжает гарантийное обслуживание ракет РС-32, а «Мотор Сич» поставляет вертолетные двигатели, объявив их гражданскими. Думаю, что соглашения будут не политические, а ровно по понятиям, что называется.

 Что касается возможного исключения Украины из зоны свободной торговли СНГ, то здесь мнения троих опрошенных ДОЖДЕМ экономистов разошлись – Михаил Хазин почти на 100% уверен в таком исходе, Ирина Ясина видит большую вероятность, а Сергей Алексашенко предлагает дождаться консультаций на уровне России, Украины и ЕС 11 июля в Брюсселе и уже после них делать прогнозы. 

Другие выпуски