Страсбург признал расстрел под Катынью военным преступлением

16/04/2012 - 19:28 (по МСК) Ольга Писпанен, Михаил Фишман
Европейский суд по правам человека вынес решение по делу о расстреле польских офицеров в 1940 году под Катынью, которое не устроило ни одну из сторон.

С одной стороны, Страсбург признал, что Россия не предоставила семьям погибших поляков достаточной информации о судьбе их родственников, а расстрел был военным преступлением. С другой – суд не стал рассматривать вопрос о неэффективности расследования, проведенного российской стороной, и не присудил семьям офицеров никакой компенсации. Решение Европейского суда по делу о расстреле польских офицеров под Катынью сегодня огласили публично – это большая редкость для Страсбургского суда, что свидетельствует об особой важности дела. Обычно решения просто публикуют на сайте.

Жалоба, которую рассматривал суд, состояла из двух частей. Адвокаты пятнадцати родственников польских офицеров требовали признать, что Россия при расследовании расстрела в районе села Катынь Смоленской области нарушила две статьи Европейской конвенции: статью вторую (право на жизнь) и статью третью (запрещение пыток). Анна Ставицкая, российский адвокат, которая вместе с польскими коллегами готовила жалобу в Страсбург, рассказала телеканалу ДОЖДЬ, какие требования юристов удовлетворил суд.

Ставицкая: Европейский суд, во-первых, признал, что Российская Федерация нарушила конвенцию тем, что не предоставляла материалы по Катынскому делу. Европейский суд достаточно твердо высказал свою позицию о том, что он не очень понимает, для чего Российская Федерация все еще накладывает какие-либо грифы секретности на те или иные материалы по этому делу. Европейский суд признал военным преступлением действия, которые были совершены в Катыни.

При этом главное требование родственников офицеров – возобновить расследование, прекращенное в 2004 году с формулировкой «за смертью виновных» – суд не стал рассматривать.

Ставицкая: На данный момент Европейский суд вообще, можно сказать, не принял никакого решения относительно этой статьи, сказав лишь, что он пока не видит возможности сделать какой-либо вывод, так как полагает, что у него не достаточная для этого компетенция.

Это решение суда не ставит точку в катынском деле. Теперь адвокаты польских семей обратятся в Большую палату Страсбургского суда с тем же вопросом – должна ли Россия возобновить расследование и выплатить компенсацию потерпевшим.

Если решит, что должна – обжаловать решение будет уже Россия. Бывший следователь Главной военной прокуратуры Анатолий Яблоков, который в девяностые годы начинал расследовать катынское дело, напомнил, как его закрывали в российских судах.

Яблоков: Очень сильно нарушены права потерпевших. Вопрос с потерпевшими вообще не был решен. Пытались возобновить, в том числе, и в судебном порядке пытались обжаловать постановление о прекращении уголовного дела, но во всех инстанциях в этом было отказано. У нас в государстве сверху донизу решением суда было отказано.

Когда дело расследовал Яблоков в 1994 году, он тоже его закрыл за смертью виновных, но назвал их имена: Сталин, Ворошилов, Молотов, Микоян, Калинин, Каганович и НКВД во главе с Берией. Но когда семьи польских офицеров стали требовать от России компенсаций за военное преступление, дело возобновили, и во второй раз Генпрокуратура закрыла его уже в 2004 году, на этот раз не установив имен виновных. Многие документы по делу до сих пор не рассекречены. Одно из исключений – записка председателя КГБ Шелепина от 5 марта 1940 года. Согласно этому документу, в лесу под Катынью чекисты расстреляли 22 тысячи польских офицеров и чиновников. 

Также по теме
    Другие выпуски