Интервью с самым узнаваемым репортажным фотографом Стивом МакКарри

6 июля, 18:19 Алексей Абанин
2 297

В Московском музее современного искусства открылась персональная выставка фотографа Стива МакКарри «Нерассказанная история». В этот проект вошло более 80 работ. Алексей Абанин встретился со всемирно известным фотографом.

Здравствуйте, Стив! Все мы знаем Ваши фотографии из Индии, Китая, Афганистана, Пакистана, но были ли Вы когда-нибудь в России?

Да, я бывал в России несколько раз, фотографировал на нескольких мероприятий, и мне нравится работать в России. Культура, люди, архитектура, пейзаж — здесь можно найти невероятную глубину характера.

В каком году вы здесь были?

Моя первая поездка была, кажется, в 1989 году, после этого я приезжал еще несколько раз, в основном в Москву, Санкт-Петербург и Карелию. Я всегда с большим удовольствием возвращался и фотографировал.

Скажите, почему все-таки ваши фотографии из России не настолько известны, как, например ваши работы из Азии?

Наверное, дело в том, что я не провел здесь достаточно времени. В Индии, буквально провел годы, также как и в Шри-Ланке, Бангладеш. Вполне естественно, что я уделял меньше времени Европе, Южной Америке и Соединенным Штатам. Я очень мало фотографировал даже на своей родине.

Не кажется ли Вам, что Россия — это, по сути, что-то среднее между Европой и Азией? И, побывав в таких городах, как Москва и Санкт-Петербург, не интересно ли Вам поехать в Сибирь, изучить азиатскую часть России?

Да, это отчасти моя мечта — поехать в Сибирь. Это место, про которое я слышал всю свою жизнь. На ум приходят: ширь, пустота, отдаленность, необычная красота. Меня она очень привлекает, и мне кажется, что поездка туда может быть по-настоящему интересной. Как Вы правильно подметили, в Сибири присутствует тот самый оттенок Азии в такой огромной стране, как Россия, простирающейся от Санкт-Петербурга до Владивостока. И на всем этом пространстве встречаешь разнообразие, культурное богатство. Словом, конечно, я уже взял это себе на заметку.

Что Вам нравится больше всего в Азии?

Для меня путешествовать значит познавать неизведанное, видеть что-то новое и испытывать незнакомые ощущения. В азиатских странах как, скажем, в Китае, в Индии культура имеет тысячелетнюю историю, что придает ей необычайную глубину в сравнение с относительно молодыми Европой и Америкой. В ней больше витиеватости, больше религий на достаточно небольшой территории. Например, если Вы возьмете Тибет, Афганистан, Индию, некоторые области Китая — территории очень высокой плотности — уже они делают Азию более разнообразной, чем те же Северная и Южная Америки. Многие достижения культуры пришли в Южную Америку и Африку из Китая и Индии благодаря колонизации. Такая богатая и древняя культура Азии делает ее столь сильной, несмотря на период колонизации.

Вы снимали на пленочную камеру Кодак до 2009 года?

Я бы сказал до 2004

Тяжело ли было перейти на цифровую камеру?

Переход на цифровое изображение не был тяжелым. Больше всего проблем возникло с технической стороной: память, хранение информации, резервное копирование, но у меня был ассистент, который помогал мне разбираться с резервным копированием. Словом, много работы.

Какая была ваша первая камера?

Моей первой камерой была Nikon, и за это время я поменял около шести цифровых камер

Нравится ли вам средний формат?

Мне нравится средний формат. Я люблю снимки, которые можно увеличить для показов. Большая часть моей работы, это, безусловно, выставки, для которых требуется определенный размер фотографий.

Несколько лет назад был скандал, связанный с ретушированием ваших фотографий, вы тогда сказали, что это была ошибка вашего помощника. Но вопрос не об этом. Скажите, считает ли вы необходимым изменять фотографии, корректировать их, работать с цветом?

На моей взгляд, первозданность всегда смотрится выигрышней. Только проявившиеся снимки часто отличаются своеобразным контрастом. Сразу могу сказать, что мы используем цветокоррекцию, на отдельных снимках меняем контраст, но, однозначно, мы не занимаемся ничем из ряда вон выходящим. Мне кажется, что любые снимки можно улучшить. Даже во времена пленок, люди, сидя в комнатах без света, проводили уйму времени, пытаясь подобрать правильный контраст, решая, какую часть снимка сделать более, а какую менее яркой. Это своего рода искусство.

Я слышал о том, что вы знакомы с фотографом, Вашим коллегой Георгием Пинхасовым. Он известен тем, что считает кадрирование фотографий неправильным. Что вы думаете по этому поводу?

Как мне видится, каждый должен быть свободен в выборе того, что ему по душе. Мне не кажется, что кадрировать фотографии, или не кадрировать имеет какое-либо значение, также как и черное против белого, Nikon против Canon, снимать в это время дня или в другое — главное, чтобы вам нравилось то, что вы делаете. И уж тем более неважно, кадрировали ли вы фотографию.

О чем ваша выставка в Москве?

Это путешествие по моим фотографиям, это своего рода дневник, рассказывающий о тех местах, где я побывал, о людях, с которыми я встречался, кого я считаю для себя значимыми. Эти фотографии иллюстрируют мир, в котором мы живем, и то, что важно лично для меня — человека, который путешествовал 45 лет.

Как только вы начинаете создавать правила и говорите — да, пусть люди творят. В этом заложен смысл искусства, художник должен стараться уходить от строгих правил. Почему я не могу кадрировать картинку? Почему я не могу использовать цвет? Почему я, в принципе, не должен использовать цвет? Почему черно-белый? Почему я не могу использовать iPhone? Почему я должен использовать средний формат? Кто устанавливает правила игры? Кто это говорит? А судьи кто? Почему я не могу творить, используя это? 

Это похоже на разные периоды в истории искусств. Все вокруг говорят, что вы не можете выходить за рамки, все должно отражать реальность. Поэтому стали появляться абстрактные художники, как например великий Сальвадор Дали. Кто же, я позабыл, великий русский художник, кажется, Кандинский, этот парень гений. Было время в искусстве, когда все должно было описывать что-то конкретное, скажем, человека или дерево. В свое время, абстракция считалась чем-то глупым, неправильным, но теперь мы смотрим на его работы, и мы признаем гениальность, красоту и творчество, позабыв о том своде глупых правил. Он считает, что: «Я уделяю минутку, я просто беру минутку, и все, и я стараюсь сделать с ней все возможное». Никакого копирования, никакой коррекции. У него такая позиция

Прекрасно, если у вас есть позиция, проблема в том, что вы навязываете мне свою идеологию или свою догму и говорите, так как это моя позиция, она должна быть правильной для всех. В этом все дело, когда вы навязываете мне свою эстетику, возникает вопрос: «Кто вы?». Разве вы определяете правила искусства? Разве вам решать, как я должен себя вести?

Это своего рода глупый вопрос, но есть у вас любимая фотография?

У меня никогда не было любимой фотографии. Это противоречит моему нутру. Некоторые фотографии просто более успешны, чем другие. Вот если бы, к примеру, у вас были дети и, вполне возможно, один ребенок был бы лучше в математике, а другой в естественных науках — вы, ведь, любили бы их одинаково, верно? Также и здесь. Возможно, у одного из них был бы особый талант, а другого бы его не было, но вы бы старались не думать об этом, потому что для вас бы это не имело никакого значения.

Фото: Михаил Огнев / Коммерсантъ

Знали ли вы, когда были в Афганистане, что эта фотография станет настолько знаменитой?

Нет, не знал, и нет способа узнать это. Это то, о чем вы не узнаете через пять, десять лет. Нет никакого способа узнать, когда я работаю над снимком, что это станет чем-то запоминающимся. Я имею в виду, что мы все фотографируем, все время, и некоторые фотографии более успешны, чем другие. Я благодарен, что люди реагируют, и людям это нравится. Я получил тысячи писем, многие хотели получить узнать об этой фотографии больше.

Может быть, в тот момент, когда вы работали в Афганистане, вы поняли, что это «золотой снимок»?

Нет, я знал, что получится хорошая фотография в тот момент, когда я ее (девушку) увидел, я знал, что это будет сильная композиция, но я не думал об этом слишком сильно, потому что я стараюсь работать в любых исходных условиях. Это же не похоже на сегодняшнее время цифровых снимков, где вы можете сразу увидеть свою работу. Я не видел свои снимки неделями.

Возможно, у вас нет любимой фотографии в широком смысле, но, может быть, на этой выставке у вас есть любимая?

Я бы сказал, что мои работы из Кувейта и Ирака. Я думаю, что эти фотографии сильные. Я думаю, что это было нечто вроде эпической драмы, своего рода события, это было грандиозно, что-то, что случается однажды в жизни. Это было ужасное, катастрофическое событие, но, чтобы самому оказаться свидетелем такого, — это меняет твою жизнь. Тот момент был похож на невероятный фильм. Вы до конца не можете поверить, что были на самом деле там.

Со всем вашим опытом, в работе вам нужно вдохновение?

О да, все время, я вдохновляюсь каждый день

Что вас вдохновляет?

Три дня назад я был в Греции на невероятно красивом острове, известным своей поэзией, красотой и чистым воздухом, чистой водой и замечательными людьми, а также отличным вином — это было потрясающе. Вы знаете, было ощущение, что ваш дух взымает от того, что вы там находитесь, это было своего рода волшебство. Конечно, надо понимать, что существуют разные места для разных вещей. Место, подобное Москве, обладает другим волшебством. Я думаю, что здесь много истории, искусства и удивительных людей. У меня здесь очень хорошие друзья. Снова я понимаю, что я хочу здесь фотографировать. Точно так, как я хочу фотографировать в Индии, Афганистане или Китае.

Снимаете ли вы с телефона?

Все время. Видео, фото каждый день. Может быть даже столько же, сколько и с камерой, потому что это быстрее, проще. К примеру, у меня нет моей камеры здесь, но зато у меня есть iPhone. Поэтому я могу записать видео или запечатлеть неподвижный кадр.

Можете ли вы дать некоторые советы людям, которые занимаются документальной съемкой или просто делают снимки. Можете ли вы что-то посоветовать им?

Я думаю, лучший совет для того, чтобы вдохновить человека — важно фотографировать то, что вас интересует, что доставляет вам удовольствие, что-то, чем вы увлечены, что-то, что вас поражает.

Фото: Алексей Абанин / Дождь

Другие выпуски
Популярное у подписчиков Дождя за неделю