Станиславский как доверенное лицо Сталина

18/01/2013 - 22:06 (по МСК) Дмитрий Казнин, Лика Кремер

Все-таки не все события из театральной сферы такие неприятные, как случаи с Сергеем Филиным и Кириллом Серебренниковым. Московский художественный театр, где Серебренников поставил десяток спектаклей, отпраздновал 150-лет со дня рождения основателя Константина Станиславского.

Постановка, которую, поставил Кирилл Серебренников, задержалась. Роли в постановке «Вне системы» играли сами режиссеры. Началось все с того, что вышел гордо Деклан Доннеллан, британская театральная звезда, и начал постановку с прохода между рядами, зачитывая текст знаменитого английского реформатора Гордона Крэга. Дальше появился Виктор Рыжаков в роли Сулержицкого, Серебренников в роли Мейерхольда, в роли Вахтангова - Дмитрий Черняков, в роли Михаила Чехова – Евгений Миронов. За Горького и Чехова тоже читали не последние писатели, правда, это была запись, которую демонстрировали на большом экране над сценой. Горьким был Захар Прилепин, Чеховым – Сорокин. В роли самого главного фигуранта события был Анатолий Белый. Правда, он тоже свою роль зачитывал в основном в записи. Вот как он прокомментировал свое участие  в спектакле.

Анатолий Белый, актер: Что меня потрясло сегодня – это настроение общей любви к этому человеку. Спектакль пронизан этим. Мне кажется, это самое главное. Если бы это были просто режиссерские изощрения и самовыражения, наверное, это было бы неправильно и не могло бы быть. Кирилл и все мы действительно этого человека очень любим.

Исполнителей роли Немировича-Данченко было трое. Это Константин Хабенский, знаменитый театровед Алесей Бартошевич и руководитель «Театра.doc» Михаил Угаров. Угаров здорово сыграл сцену, где Немирович-Данченко и Станиславский перебрасываются репликами из их знаменитых записочек, которыми они обменивались, поскольку не могли друг с другом разговаривать. Вот как Угаров сказал о своем персонаже и о Станиславском.

Михаил Угаров, руководитель «Театра.doc»: Немировича-Данченко я очень хорошо помню. Это одна из самых драматических фигур, которые были в этом театре. Он очень понятен и близок в отличие от Станиславского, которого, честно говоря, я вообще не понимаю. Я даже его представить себе не могу в реальности.

Самое удивительное, что дал этот спектакль мне, что все играли режиссеров эпохи предсталинской и сталинской, и это давало ощущение совмещения двух эпох. Когда перед финалом представления Станиславский голосом Анатолия Белого зачитывает свои письма к Сталину, понимаешь, каким образом такие люди, наверное, в наше время могли бы стать доверенными лицами одного из кандидатов в президенты. И угрожающее совмещение двух эпох становится абсолютно очевидным. Мне кажется, Кирилл Серебренников проделал великолепную работу, а тем, кто вчера был во МХАТе, просто повезло.

Другие выпуски