Специальный корреспондент «Коммерсанта. Украина»: даже если оппозиция выполнит требования власти, нет уверенности, что амнистия состоится

15/02/2014 - 18:26 (по МСК) Тимур Олевский

Украинская оппозиция должна освободить улицу Грушевского. Свободный проезд транспорта по дороге к кабинету министров, там, где весь месяц горели покрышки и рвались гранаты – это одно из условий властей Украины. Только тогда вступит в силу закон об амнистии.

Народный депутат от фракции «Батькивщина» Сергей Соболев уже сообщил, что на свободу отпущено 2,5 тысячи активистов, проходящих по тем или иным делам, все они находятся либо под домашним арестом, либо на поруках у депутатов.

Генпрокурор Украины Виктор Пшонка заявлял о 234 освобожденных из-под стражи и даже сформулировал ультиматум для оппозиции.

Условия были приняты, хотя и не все активисты на Майдане с ними безоговорочно согласились.

По условиям закона об амнистии активисты должны полностью освободить здание администрации, и сейчас «Свобода» как раз этим и занимается.

А на одной из баррикад произошла драка: 150 человек из движения «За чистый Киев» пытались ее разобрать, 100 бойцов самообороны Майдана выдвинулись к ним и прогнали до Бессарабского рынка. Баррикаду они сносить не дали, то есть проходить на работу чиновникам придется через КПП Майдана, хотя по соглашению ее следует разобрать.

Улица Грушевского должна быть открыта для автомобилей, с нее должны быть убраны баррикады. Должна быть освобождена и Европейская площадь. А Украинский дом, из которого «майдановцы» прогнали «Беркут» и заняли его, останется в их распоряжении.

На Институтской улице тоже есть баррикада, которую, по идее, должны разобрать и спуститься до прежних границ Майдана.

Прокурор Пшонка оказался человеком рациональным и не стал требовать освобождения здания Дома Профсоюзов, Октябрьского дворца, Дома архитектора и других зданий, в которых находятся оппозиционные активисты. Арсений Яценюк до этого обещал, что их не отдадут, и все остались при своем. 

Вчера Янукович тоже высказался на тему примирения: «Я хочу сказать, что меня толкали и толкают к использованию разных средств, способов, как разобраться в  этой ситуации, но я хочу  сказать, что я не хочу воевать. Я не хочу, чтобы любые решения принимались таким радикальным путем». Это президент сказал в эфире телеканала «Интер». А утром появилась информация о гибели одного из активистов «Автомайдана» Сергея Синенко. В МВД утверждают, что он мог покончить жизнь самоубийством из-за долгов.

На связи со студией ДОЖДЯ – специальный корреспондент газеты «Коммерсантъ Украина» Сергей Сидоренко.

Олевский: Что сейчас происходит в Киеве? Насколько люди на Майдане готовы выполнять эти условия амнистии? И не станет ли сегодняшняя потасовка поводом, чтобы все остались при своем?

Сидоренко: Во-первых, я хотел бы отметить: вы сказали, что переговоры под угрозой срыва. Как раз сегодня-вчера впервые появился шанс, чтобы договоренность была достигнута и амнистия будет применена. Да, конечно, не все идеально, уверенности нет. И даже если теоретически допустить, что будут выполнены требования власти, нет уверенности, что амнистия все-таки состоится, потому что многие стороны привыкли нарушать договоренности. Что касается потасовки, которая организована организацией с потешным названием «За чистый Киев» или как-то так, общественной организацией, представляющей киевлян, она не является. Это организация, которая проявлялась исключительно в том, что они приходили и пытались разобрать баррикады. Членами этой организации, как показывала раскадровка видео, выяснялось, что это вообще не киевляне, а это просто пиар-акция, это не является протестом. Основные проблемы, которые могут сейчас помешать осуществлению амнистии, первое из них вы упомянули о Леонове…

Олевский: Он сказал, что ничего не будет происходить, здание киевской администрации останется в руках «Свободы».

Сидоренко: Действительно, в рядах «Свободы» есть те, кто против этого. Но в то же время, насколько мне известно, сейчас там происходят какие-то процессы в рядах руководства. Мы не можем говорить с уверенностью, но насколько мне известно, большая часть «Свободы» все-таки согласилась с освобождением. Проблема есть, но она теоретически разрешена. И другой вопрос, категорическая проблема, которая может повлиять на процесс, - это то, что представители власти декларируют разные списки улиц, которые должны быть освобождены в связи с законом. Закон об амнистии допускает разночтения, и главные разночтения связаны с тем, что этот закон разрешает оставаться протестующим на улицах, где проходят мирные митинги. Но нет четкого понимания, что это такое…

Олевский: Формально мирные митинги сейчас проходят везде, даже на улице Грушевского. Я хотел уточнить еще один важный момент: впервые так заметно в переговорах одновременно с выступлением Виктора Януковича тут же выступает и Юлия Тимошенко из харьковской колонии, и при этом говорит о переговорах. Такое впечатление, что она становится каким-то фактором разговоров с президентом, а до сих пор ее как будто отодвигали все, даже оппозиция.

Сидоренко: Надо уточнить, что разговор – это условный термин, поскольку она может выступать лишь письменно, у нее нет возможности говорить так, чтобы это было записано. Сегодня вышло после очень долгого перерыва письменное интервью одному из наиболее авторитетных украинских изданий «Зеркало недели», и Тимошенко впервые за долгий срок обозначила свою позицию не через передатчика. Ее позицию высказывали депутаты, которые с ней встречались, поэтому не было уверенности, нет ли искажения. В то же время в качестве переговорщика Тимошенко выступала всегда, в этом нет никаких сомнений, даже те, кто ее недолюбливает, признают, что авторитет ее сверхвысок и среди народа, и в оппозиции.

Олевский: Многие обратили внимание на интервью Виктора Януковича, которое вчера он дал телеканалу «Интер». Там прозвучали слова, что президент не хочет войны. Многие в социальные сетях уже отшутились, что раз сказал «Не хочу войны», значит война будет. Какие настроения по этому поводу существуют сейчас в Киеве?

Сидоренко: Настроения определились уже несколько месяцев назад, вряд ли что-либо изменилось. Даже завершение противостояния, договоренность или мирный компромисс не позволят Януковичу в их глазах стать легитимным президентом и человеком, который хочет Украине добра. Есть люди, преимущественно не в Киеве, которые придерживаются противоположной точки зрения. Общество настолько поляризовано, что сейчас каждая из сторон играет на свою аудиторию. Янукович не сможет реально нормально коммуницировать с теми, кто его не поддерживает.

Фото: РИА Новости / Андрей Стенин

Также по теме
    Другие выпуски