«Солдат не может сказать: „Я устал, я ухожу“, а премьер почему-то смог». Журналист «Громадське» Анастасия Станко об отставке Арсения Яценюка

25/07/2014 - 22:24 (по МСК)

Яценюка не хотят отпускать с работы. Временно исполняющий обязанности премьера Владимир Гройсман заявил: «Я считаю, что премьер-министр Украины на своем месте. И хотел бы, чтобы премьер-министр Украины, как и правительство, продолжили свою работу», уточнив, что сам премьером служить не хочет. 

Сегодня в канцелярию Верховной Рады поступило официальное заявление от Арсения Яценюка с формулировкой «Я заявляю об отставке в связи с распадом коалиции и блокированием правительственных инициатив». Однако Рада не спешит отправлять его в отставку официально, сессия сегодня официально закрылась, и вопрос с премьером остался подвешенным

Российские законодатели уже злорадно отреагировали на демарш одного из лидеров Майдана. Первый замглавы комитета по международным делам Совета Федерации Владимир Джабаров заявил «Интерфаксу»: «Яценюк, человек неглупый, и в той ситуации, в которой сейчас находится экономика Украины возглавлять правительство это самоубийство, а отставка – это способ уйти от ответственности и продолжить политическую карьеру».

Как отставка премьера видится изнутри, считают ли поступок премьера предательством, рассказала Дождю журналист «Громадского телевидения» Настя Станко.

Арно: Как восприняла отставку политическая элита Украина и что важнее – обычные граждане? Действительно ли здесь уместно слово «предательство»?

Станко: Я про политических лидеров сказать не очень могу, потому что я сейчас нахожусь возле зоны АТО в Харькове. Мы здесь постоянно отправляем фрагменты тел в Нидерланды со сбитого «Боинга». Много здесь раненых и солдат в госпиталях. Все однозначны в том своем мнении, что солдат, например, не может сказать: «Я устал, я ухожу». Такое мнение у большинства.

Понятно, что сейчас очень тяжело для экономики, но сказать, что я устал, солдаты не могут, не могут и врачи, которые постоянно оперируют раненых солдат, а премьер-министр смог. Я думаю, что есть какая-то доля правды в том, что премьер-министр свое политическое будущее видит в том, чтобы выиграть. Премьером быть в такой тяжелой экономической ситуации, в которой находится страна, не очень лестно. Но он же обещал, что он год-полтора попробует быть премьером, я помню эти слова.

Лобков: И была знаменитая фраза «пуля в лоб».

Станко: Да, он также говорил, что это будет кабмин камикадзе, потому что очень тяжелая ситуация. Но он почему-то решил не быть камикадзе. Но я думаю, что его в отставку не отправят, и все-таки он будет исполнять обязанности премьер-министра, об этом говорят эксперты в Украине.

Лобков: Удивительным образом складывается проблема Яценюка, на это обращает внимание федеральное российское СМИ, что кем он только ни был, он был и председателем Центробанка, министром экономики. И как только ситуация становилась чуть хуже, он уходил в отставку и переходил на новую должность. По крайней мере, те наблюдатели, которые очень пристрастно анализируют его карьеру, говорят, что не впервой для Яценюка вести себя подобным образом. Это, конечно, деморализует людей, которые находятся вокруг него, и распространяется это на все общество.

Станко: Да, действительно было такое. Я тоже такое подмечаю сейчас, что в тяжелые времена Яценюк всегда говорил: «Я ухожу в отставку». Это такое решение незапланированное для общества, мы не думали, что он уйдет в отставку. Кто-кто, а Яценюк не уйдет, тем более, что все говорили, что он как раз на своем месте – на месте премьер-министра. Он в том кресле, в котором и должен быть. Поэтому это шок для экономики и для людей вокруг него.

Арно: А эта версия, что Яценюк якобы хочет снять с себя ответственность и уже продолжить политическую борьбу перед выборами в Раду, которые будут в начале осени. Она вообще имеет место быть? Или здесь понятно, что он слагает с себя полномочия, несет очень большие репутационные потери, и рейтинг его падает?

Станко: Я думаю, что имеет место быть мнение, что это перед выборами. Он скажет, что «Я не мог, мне не дали возможность работать». Но также говорят, что если он останется все-таки исполнять обязанности премьер-министра, потому что Рада не отпустит его, он скажет: «У нас потери в экономике, но я хотел уйти». И такой вариант рассматривается. Но я думаю, что больше будет потерь для него, для его рейтинга, если он уйдет. Сейчас уходить, мягко говоря, не очень красиво.

Лобков: Может ли это сказаться на ходе той операции, которую ведут сейчас украинские силы на востоке? Я имею в виду это и координация, это снабжение войск, это мобилизация. Может ли отставка премьера сказаться на всем этом?

Станко: Я думаю, что нет. Во-первых, это не только премьер-министр делает, больше какие-то ведомства, например, министерство обороны или Министерство здравоохранения, я имею в виду медикаменты. Сейчас проблемы есть именно с этой сферой, потому что очень многих надо сейчас лечить, оперировать и так далее. Я думаю, что это не повлияет, но повлияет морально. То, что мы воюем, как говорят солдаты, мы никуда не уходим, кто-то может сказать: «Я устал» или «Мне не дают работать». Это в моральном плане не очень помогает тем, кто воюет. Но я думаю, что на снабжение это никак не повлияет.

Я сама просто вижу, я каждый день смотрю, как волонтеры ездят. Мне вообще кажется, что нашу армию снабжают во многом волонтеры, а не государство. Может, не очень хорошо так говорить для русского телевидения, не знаю, как это используют. Но я вижу, что страна, именно люди помогают солдатам намного больше, чем государство. Поэтому ничего не поменяется. Многие хотят дальше воевать, есть добровольцы, которые идут на передовую, сейчас мобилизация происходит. Я тоже не вижу, чтобы люди как-то негативно к этому относились или не хотели идти. 

Также по теме
    Другие выпуски