Соглашение со Швейцарией не позволит узнать о счетах министров

21/09/2011 - 22:45 (по МСК) Дмитрий Казнин, Ольга Писпанен
Через три дня российская налоговая служба получит доступ к информации о счетах наших граждан в швейцарских банках. Реально ли это, мы обсудили с замдиректора Центра "Transparency International - Россия" Иваном Ниненко.

Швейцария всегда привлекала россиян и их капиталы низкими налогами и секретностью банковских вкладов. Финансисты все чаще говорят о том, что швейцарская секретность в прошлом. Ранее аналогичные соглашения подписали США, Франция, Великобритания и еще 27 стран. О том, что российские налоговики получат доступ к швейцарским счетам россиян, сообщил вице-премьер Кудрин.

Алексей Кудрин отметил, что по запросам налоговая так же будет получать и информацию в отношении счетов уклоняющихся от налогообложения, если на территории России, будут инициированы процедуры по поиску уклонения или отмывания. Между тем, за десятки лет гарантия полной секретности привлекала в швейцарские банки клиентов со всего мира. По данным за прошлый год, в них хранилось порядка $2 трлн, а это почти треть всех банковских вкладов в мире. 

Казнин: Это просто рамочное соглашение или это действительно может иметь какие-то последствия серьезные?

Ниненко: Это часть большого процесса, когда в цивилизованных странах не остается такого места, куда можно было бы ввезти совсем «черные» деньги.

Писпанен: То, что в простонародье оффшорами называется.

Ниненко: Да. Такие места останутся, но, скорее всего, в обозримом будущем это останутся совсем уж такие странные страны, где можно оставить свои деньги, но неизвестно, по большому счету, что будет с ними в долгосрочной перспективе. Сменится правительство в результате очередной революции – и своего оффшора вы не найдете. Швейцария является идеальным примером страны, куда уводились деньги преступные или коррупционные, что нам больше всего интересно. Соответственно, этот процесс, который во всем мире происходит, когда иностранные государства поняли, что эта глобальная коррупция, которая существует, мешает и их цивилизованному бизнесу тоже. Когда приходят огромные иностранные капиталы, неизвестно откуда получившиеся, и на их рынке задаются другие правила игры.

Писпанен: У меня два вопроса в связи с этим. Конечно же, я - за, как налогоплательщик, как гражданин, соблюдающий законы этой страны, конечно, мне не хочется, чтобы мои налоги уводили и прятали в швейцарских банках. Но я тогда не понимаю одну простую вещь – каким образом мы одной рукой подписываем это соглашение с Швейцарией, прикрываем этот оффшор, а другой рукой спасаем, например, Кипр, что тоже является оффшором, давая им большие кредиты под маленькие проценты, чтобы не дай бог у них ничего не рухнуло в экономике.

Ниненко: Это параллельные процессы. Там еще Лихтенштейн, который сам по себе существует, где тоже достаточно хорошо можно сохранить деньги. Но Швейцария в этом плане, как у вас была озвучена статистика, аккумулирует у себя львиную долю сбережений. Это самая стабильная и сама надежная в этом плане страна. И как раз это является значимым шагом в изменении этой системы. Когда раньше тайна банковского вклада была приоритетом, то сейчас противодействие мировой преступности, международной коррупции, международному отмыванию денег, выходит на первый план.

Казнин: А мы можем говорить, что там хранятся, в том числе, капиталы элитных коррупционеров?

Ниненко: По нашим оценкам, да. В том числе, верхушечная коррупция имеет тенденцию отмывать деньги, в частности, в Швейцарии. У нас есть обоснованные подозрения, что там есть счета некоторых из наших высокопоставленных коррупционеров.

Казнин: А есть статистика, какое количество счетов начинают раскрывать после таких соглашений, какое количество запросов приходит?

Писпанен: Для этого же для начала нужно завести здесь дело?

Ниненко: Здесь все самое сложное начинается. Во-первых, не обнародовано целиком это соглашение, потому что то, что Кудрин говорит о деле – это одно, но помимо уголовного дела есть у нас для чиновников декларации о доходах и собственности. Они указывают там банковские счета, они не публикуются для граждан, но проверяющие органы про них знают. И согласно новым поправкам, которые сейчас в Госдуме второе чтение ожидают, организация, которая проверяет, она должна запрашивать у банков счета, и банки должны отвечать. Непонятно - это соглашение включит в себя вот эту часть?

Писпанен: Вы же были у нас, рассказывали, какие смешные декларации, как несчастные депутаты ездят на сломанных «Запорожцах» всю свою жизнь.

Ниненко: Как раз интересно, если рамочное соглашение будет позволять и эти декларации проверять, то, в принципе, это дает достаточно хороший задел на будущее. Но здесь, как вы уже скзали, ключевым моментом является, будут ли эти запросы. И практика показывает, что в России с не очень большим рвением проверяющие органы относятся к таким ресурсам.

Писпанен: Наверное, просто у некоторых проверяющих органов тоже там маленькие счета.

Казнин: Это же любопытный момент. Получается, что если запрос пошел, то счет раскрывается и говорится – вот, деньги этого человека, например, какого-то бизнесмена российского. Но там же счета условного министра и его заместителей, которые никогда раскрываться не будут, пока не будет запроса. То есть остается ждать смены власти?

Ниненко: Да. Смены власти или попадания кого-то из наших высокопоставленных чиновников в опалу. Тогда мы можем узнать. Например, было бы интересно посмотреть на счета отставных министров, например.

Казнин: И действующих тоже.

Ниненко: Это было бы еще любопытнее.

Писпанен: Это самое увлекательное чтиво будет, если когда-нибудь мы это сможем увидеть и озвучить на Дожде. 

*По решению Минюста России Автономная некоммерческая организация «Центр антикоррупционных исследований и инициатив „Трансперенси Интернешнл-Р“» включен в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента.

Также по теме
    Другие выпуски