База для слежки: что мэрия может сделать с информацией о москвичах, полученной после введения цифровых пропусков

15 апреля, 18:40 Павел Лобков
11 058

Год назад, 15 апреля 2020 года, в Москве начала работать система цифровых пропусков для выхода из дома и поездок по городу, введенная в связи с эпидемией коронавируса. Без специального QR-кода нельзя было попасть, в том числе, в общественный транспорт или такси. Их наличие проверяли и на входах станций метро, из-за чего первое время там скапливались большие очереди. Для получения пропуска на сайтах mos.ru или Госуслуги необходимо было заполнять форму, указав в ней личные данные. Настолько эта мера была эффективной с точки зрения эпидемиологии и что теперь будет с собранной в результате ее применения базой данных — обсудили с журналистом Павлом Пряниковым.

Пряников отмечает, что еще тогда, год назад, необходимо было поощрять людей как можно чаще пользоваться именно личным транспортом, а также, по возможности, переводить работников на удаленку. Также журналист считает, что мера обязательного получения цифровых пропусков стала своеобразной переписью московского населения, и полученные данные мэрия будет использовать в собственных целях. «Люди сообщили места своего фактического проживания, получив QR-коды, и московская мэрия получила прекрасную выборку реального места проживания людей, ФИО этих людей, вообще — подсчитала, сколько их. И потом пошли, в частности, по квартирам рейды, когда сравнили, например, собственников квартир, у которых одна фамилия, а в этой же квартире кто-то подал заявку на другую фамилию», — рассказал Пряников. 

Более того, Пряников сообщает, что эта база данных систематизирована, и с помощью нее можно отслеживать передвижение людей даже без использования телефонных биллингов — например, через карту «Тройка», к которой привязаны данные банковской карты. Появилась и информация о благосостоянии людей — для получения пропусков необходимо было указывать марку автомобиля. Пряников считает, что эти данные будут использоваться, в первую очередь, в коммерческих интересах. «Конечно, они будут продавать. Будут продавать банкам, агентствам недвижимости <...> Это прекрасные базы данных, которые можно продавать и зарабатывать на этом миллиарды рублей», — уточняет журналист. 

Фото: Мобильный репортер / Агентство «Москва»

Купите подписку

Вы уже подписчик? Войти

Другие выпуски
Популярное у подписчиков Дождя за неделю
Лучшее на Дожде
Партнерские материалы
Россия — это Европа