Скромная инаугурация президента Ирана. У Нарышкина есть возможность сравнить с путинской

04/08/2013 - 16:20 (по МСК) Павел Лобков

Прямо сейчас в Тегеране проходит вторая, публичная часть инаугурации нового президента Ирана Хассана Роухани. Накануне он был приведен к присяге в узком кругу: в специальном помещении собралась верхушка иранского руководства.

На небольшой сцене на стуле сидел Аятолла Али Хаменеи, по правую руку от него на полу был избранный президент, а также спикер парламента. По левую – покидающий пост главы государства Махмуд Ахмадинежад, а также секретарь Наблюдательного совета Ирана и глава судебной власти. Всё это происходило в том месте, где шииты совершают оплакивания имама Хосейни и недалеко от дома, в котором жил лидер исламской революции 1979 года в Иране Рухоллы Хомейни.

А сейчас идет церемония с участием международных гостей. Эти кадры в прямом эфире передает агентство Associated Press. Россию, как и на недавних похоронах Уго Чавеса, представляет спикер Сергей Нарышкин. Вообще не так много стран выразили желание присутствовать на сегодняшнем торжестве. Как известно, страна живет в режиме жестких санкций из нежелания прекратить ядерную программу. Зато Нарышкин еще до начала инаугурации заявил, что поддерживает стремление иранских властей развивать мирный атом.

Новый президент Ирана одержал победу на выборах 14 июня, набрав 50,7% голосов. Почему его считают реформатором, собирается ли он договариваться с США и Европой об отмене санкций, – спросили Тимура Олевского.

Олевский: Реактор, который построен российскими специалистами, все же находится довольно далеко от границ Казахстана на берегу залива. Конечно, Казахстан все равно не может не волновать ядерная программа Ирана. Хассан Роухани принимает на себя груз исполнительной власти в здании Иранского парламента прямо в эти минуты. На церемонию приехали 11 президентов. Другие страны отправили министров иностранных дел или глав парламента. От России приехал спикер Госдумы Сергей Нарышкин. Он высказался о самой большой для Ирана проблеме внешней политики – о ядерной программе. По его мнению, «с двух сторон необходима готовность к большему компромиссу и нужна большая открытость, при этом позиция России по иранской ядерной проблеме не изменилась. Россия считает, что Иран вправе развивать свою мирную ядерную программу в рамках полной открытости и под контролем МАГАТЭ».

На Хассана Роухани возлагают надежды на реформы в Иране, хотя сам он плоть от плоти системы исламской республики. Во-первых, он соратник имама Хомейни по антишахской борьбе. Он стоял у истоков революции 79 года. Он образованный мусульманский богослов, особенно либеральными взглядами не отличался. Он больше похож на функционера, потому что является более умеренным политиком.

Другой вопрос, что ситуация в стране очень тревожная. Нужно срочно спасать экономику. Тут умения Хассана Роухани пригодятся. Известно, что он блестящий переговорщик. Например, совсем недавно он сумел договориться о продолжении обогащения урана под контролем МАГАТЭ, против чего выступал Израиль и США. Вообще его  называют «анти-Ахмадинежалом». Роухани не позволяет себе вслух говорить, что нужно уничтожить государство Израиль, что делал Ахмадинежад. Он собирается добиваться отмены экономических санкций путем переговоров, и, что примечательно, первым его назначением стало назначение главой администрации бывшего руководителя торговой палаты – то есть сразу сигнал, что у нас бизнес, а не бомбы – так примерно звучит его обращение к Западу, который проигнорировал его инаугурацию.

Что касается либеральных иранцев, настроенных на реформы, все равно они за него проголосовали, пошли на выборы. Они прошли спокойно при усиленных мерах безопасности. Неудивительно, потому что в 2009 году, когда Ахмадинежад  победил оппозиционного лидера, в Иране вспыхнули беспорядки. Было очень много молодых людей арестовано, была серьезная проблема, хоть и полиция быстро справилась с беспорядками, но это отразилось на внутренней политике Ирана. Теперь же духовенство выдвинуло более умеренного президента, так что можно сказать, что экономические санкции против Ирана действительно работают.

Другие выпуски