Сирийский журналист Фахед Камнакеш: Россия имеет право продавать Сирии оружие

01/06/2012 - 21:48 (по МСК) Ольга Писпанен, Михаил Зыгарь
Cегодня в европейской прессе весь день обсуждали слух о том, что российский сухогруз "Профессор Кацман" прибыл с оружием на борту в сирийский порт Тартус. Якобы корабль выгрузил оружие во втором по величине порту Сирии ровно во время бойни в городе Хула, жертвами которой стали 116 мирных жителей.
По данным правозащитников, "Профессор Кацман" пришвартовался в Тартусе еще в субботу, 26 мая, перед тем, как направиться в греческий порт Пирей. Организация наблюдала за сухогрузом с 25 по 27 мая, и именно 26 числа команда корабля отключила установленный на борту передатчик, позволяющий следить за перемещением судна.
Ситуацию в сирийском порту с российским сухогрузом обсудили с Фахедом Камнакеш, шеф-корреспондентом московского бюро сирийского информационного агентства САНА.

Зыгарь: По вашей информации, был ли «Профессор Кацман» в Тартусе, и что он там делал?

Камнакеш: Такую информацию никто не публикует, но если бы это правда, в чем вопрос? Между Сирией и Россией есть договоренности, есть подписанные контракты, и Россия никогда не отрицала, что она продает оружие Сирии. Но это оружие, во-первых, оно оборонительное, и давно эти контракты, уже несколько лет тому назад, подписаны. Сейчас Россия не поставляет Сирии никакое оружие, которое можно было бы использовать в нынешних условиях. Но в связи с этим я хотел обратить ваше внимание, что другая сторона была 2 недели тому назад. Вся мировая пресса написала, что другой корабль, называется «Лотфалла-2», он в порту в Ливии загрузился оружием, за которое Катар, Саудовская Аравия платили деньги, чтобы этот корабль по всему Средиземному морю до города Триполи в Ливане. Оттуда это оружие предназначено, чтобы контрабандистским образом пришло на территорию Сирии и попало в руки террористических вооруженных группировок. Сейчас очень большая шумиха вокруг этого российского корабля, который не известно еще – пришел или не пришел, плыл или не плыл? Но я допускаю, даже если он плыл, я не вижу в этом абсолютно ничего. А почему? Тот корабль, который с той стороны, никто ничего об этом не говорит.

Писпанен: Может быть, он тоже оборонительное оружие вез, как вы говорите, «Кацман» вез, например? Мне интересно, Владимир Путин говорит о том, что Россия не поставляет оружие для гражданской войны, но тем не менее мы понимаем, что оружие все-таки поставляется. Для чего? Если не для гражданской войны, то для чего?

Камнакеш: Я повторяю еще раз, что между Сирией и Россией подписаны контракты. Потом мы говорим о разных категориях здесь. Сирия здесь государство, официальная власть, которая имеет право подписать контракты. А там оружие поставляется бандитам, бандформированиям. Вы не видите разницы здесь?

Зыгарь: Разъясните нашим зрителям, что произошло в городе Хула, о чем последнее время очень много пишет мировая пресса? По данным всех журналистов, которые освещают эти события, в основном виноваты партизанские проправительственные формирования, которые очень жестоким образом расправляются с мирными жителями, в частности, если я не ошибаюсь, тут несколько автобусов с людьми, больше 100 человек были убиты едва ли не в упор вот этими сторонниками правительственных войск.

Камнакеш: Чтобы знать истину, надо всегда задаваться вопросом – кому это выгодно? Неужели можно предположить, тем более, верить, что сирийским властям накануне визита Кофи Аннана в Сирию, накануне заседания Совета Безопасности, на котором предполагалось рассмотреть сирийский вопрос, в это время сирийская власть возьмет и устраивает вот эту бойню против своих граждан?

Писпанен: К сожалению, история знает столько примеров таких, что предполагать можно все, что угодно.

Зыгарь: Никто не говорит, что это сирийская власть, никто не говорит, что это по приказу Башара Асада. Это проправительственные вооруженные формирования. В том, что Шабиха воюет с свободной сирийской армией уже с марта прошлого года – никто же не будет этого отрицать?

Камнакеш: Сейчас очень модно вот это слово «шабиха» - этот термин. Вы мне задаете вопрос, я вам тоже задаю вопрос. Зачем сирийским властям нужны еще какие-то формирования, когда у них есть армия, обученная вооруженная армия? У нас есть силы безопасности, у нас есть силы охраны порядка, этого хватает у нас.

Зыгарь: Вы отрицаете сам факт вообще существования?

Камнакеш: Да, я отрицаю этот факт, вообще нет таких. Есть только на территории Сирии, действуют террористические вооруженные группировки, которые хотят в самом деле поставить заслон перед выполнением плана Кофи Аннана. Они не хотят, потому что не хотят, чтобы Сирия вышла из этого кризиса мирным путем. Они хотят, чтобы была гражданская война.

Вы меня спросили: что произошло в Хуле? В Хуле – это была прошлая пятница, 25 мая. Там от 600 до 800 человек, вооруженные, вошли в эту деревушку, в другую деревушку, правда, Шумария называется, убили 3-х семей, всех членов этих 3-х семей, с детьми, с женщинами. Возили трупы на пикапах. Приехали в другую деревню. Там то же самое – убили 2-х семей, и показали все эти трупы сразу, у них камеры были приготовлены, и показали всему миру – вот, смотрите, что делают сирийские власти.

Сирийские власти создали комиссию, расследование. Вчера были опубликованы первые предварительные результаты этого расследования. Все там показано: что в самом деле хотели отомстить жителям этих деревень, потому что они не восстали против власти, потому что на демонстрацию не ходили.

Зыгарь: Как пишет западная пресса: за последний год, с марта прошлого года число жертв среди мирного населения достигает 9 тысяч человек. По вашей информации, это так? Или цифры иные?

Камнакеш: Конечно, это преувеличение, но здесь тоже надо уточнить погибших, по которым мы скорбим, потому что каждая капля крови – это наши граждане, это наши люди. Там есть большой процент, большое число погибших со стороны армии, со стороны сил безопасности.

Зыгарь: По официальным данным – 1345 человек – военнослужащих, это по официальным данным властей. А говорят о 9-ти тысячах. Получается, что большинство – это мирные жители?

Камнакеш: Цифры, они неточные. Западная пресса, вы сами знаете, за шумихой может писать все. Но факт остается фактом, что жертвы, погибшие есть с обеих сторон. Это еще раз показывает, что эти демонстрации, которые западная пресса хочет рисовать так, что мирные демонстрации, если мирные демонстрации, почему погибают солдаты? 

Также по теме
    Другие выпуски