Силовики сажают дроны: кто теперь не сможет их запускать

С 5 июля в России заработает обязательная регистрация беспилотных летательных аппаратов весом от 250 граммов до 30 килограммов. Согласно новым правилам, тяжелые беспилотники должны быть зарегистрированы как обычные воздушные суда. С какими сложностями могут столкнуться владельцы дронов и кому это может быть выгодно, выяснял Тимофей Рожанский. 

Квадрокоптеры сегодня используют по всему миру — причем не только для съемок дач чиновников, но и, например, для доставки грузов. Оценки экспертов показывают, что объем этого рынка к 2035 году составит более 200 миллиардов долларов и Россия будет занимать пятую часть.

С 5 июля количество летающих дронов может сильно уменьшиться. По новому закону, россиянам придется регистрировать свои летающие аппараты. Официальная причина — угроза терроризма.

Самый простой квадрокоптер можно купить буквально за 5 тысяч рублей. Это может сделать почти любой россиянин. Но силовики опасаются, что такое устройство может доставить в дома россиян не только игрушки с Aliexpress, но и взрывное устройство.

С декабря 2015, когда президент подписал очень похожий закон, владельцы квадрокоптеров так и не смогли зарегистрировать их. Но правоохранители эти регистрации уже начали спрашивать: «Каждый сотрудник ЧОП, каждый сотрудник полиции пытается подойти и спросить, а есть ли разрешение, а мы не можем сделать это разрешение», — рассказал коптерщик со стажем Никита Колпаков. Когда похожий закон был принят полтора года назад, он собирал митинг: «Коллективный поход в Росавиацию. Нас было около 30 человек. Мы все сдали наши бланки, которые мы сами напечатали, потому что у них бланков нет. И все получили одинаковые ответы о том, что закон есть, но зарегистрировать устройство невозможно».

Павел — директор компании Aerial Media, которая уже 5 лет занимается аэросъемкой. В распоряжении компании есть 6 видов дронов. До сегодняшнего дня ни один не был зарегистрирован. Теперь придется поставить на учет все. Но Павел воспринял эту новость скорее положительно: «Есть агентства, а есть частные люди. Мы представляем агентство. А есть люди, которые сами по себе действуют, они работают совсем за другие суммы, занижают стоимость работ. Я думаю, что из-за закона рынок немножечко уменьшится и останутся только какие-то специализированные компании, которые смогут этим заниматься», — рассказал Павел.

ФГУП «Защита Инфо Транс», которая отвечает за регистрацию дронов в новой версии закона, говорит, что конкретного регламента пока нет и отсылает за всеми комментариями в Минтранс. Однако владельцам ведомство дает более полную информацию: «Хотят ставить так называемые RFDI-метки, которые сейчас ставят в машины. Они автоматически вызывают МЧС в случае аварии. Суть такая — на коптере будет дополнительная метка, которая позволит любым правоохранительным органам контролировать коптер и понимать, где он перемещался и что делал», — рассказал директор Aerial Media.

Регистрационный номер не дадут судимым за терроризм и хулиганство, а так же состоящем на учете в наркологическом или психдиспансере. А для постановки беспилотника на учет нужно будет предоставить свою контактную информацию и все данные о дроне. Беспилотники в своей работе планировали использовать Сбербанк и «Аэрофлот». В частности, зампред Сбербанка Станислав Кузнецов провел переговоры с Росавиацией по поводу использования банками дронов для доставки наличных. В «Аэрофлоте» беспилотники планируют использовать для осмотра самолетов при их техническом обслуживании.

Фото: Nigel Treblin / Reuters

Также по теме
    Другие выпуски