Шокирующий приговор Таисии Осиповой. Судья очень торопился

28/08/2012 - 16:19 (по МСК) Дмитрий Казнин, Лика Кремер

Заднепровский районный суд Смоленска приговорил к восьми годам колонии общего режима Таисию Осипову, бывшую активистку «Другой России». Ее обвиняли в сбыте наркотиков. Прокурор при этом требовал для Осиповой четыре года колонии.

О реакции участников процесса на такое решение и о том, какими доказательствами в деле Осиповой руководствовался суд, рассказала Елена Шмараева.

Шмараева: На последнем заседании по делу Таисии Осиповой, которое прошло в прошлую пятницу, представитель прокуратуры потребовал для бывшей активистки «Другой России» наказания в виде четырех лет лишения свободы. Это гораздо более мягкое наказание, чем дали Осиповой в первый раз – в декабре прошлого года ее осудили на целых десять лет, но потом областной суд отменил такое жесткое решение.

Теперь, раз обвинение мягче, то и наказание должно быть менее суровым, - рассуждали участники процесса и наблюдатели. Некоторые полагали даже, что Осипову могут отпустить – она сидит в СИЗО уже почти два года, и в судебной практике нередки случаи, когда судья назначает наказание мягче того, чем просил прокурор. Тем более, что у Осиповой есть несовершеннолетняя дочь Катрина – ей сейчас шесть лет, и несколько заболеваний, в том числе сахарный диабет.

Когда судья Игорь Кожевников сегодня начал оглашать приговор, у адвокатов забрезжила надежда именно на такой исход: преступных эпизодов в деле Осиповой осталось не три, как считала прокуратура, а два. Суд исключил эпизод обыска дома у бывшей активистки, признав его незаконным, а оставил две проверочные закупки. Но наказание, которое председательствующий Кожевников за это назначил, стало для всех шоком, рассказала адвокат Осиповой Светлана Сидоркина.

Сидоркина: Судья исключил эпизод обыска и оставил два эпизода проверочной закупки. Он озвучил это следующим образом: он сказал, что эпизод от 27 октября с участием свидетеля Тимченковой он квалифицирует по части первой статьи 228.1 и определяет срок наказания в 4 года. Эпизод второй от 29 октября он квалифицировал по части два статьи 228.1 и определил срок наказания 8 лет. Путем сложения наказаний более сурового с более мягким, по совокупности определил окончательный срок – 8 лет.

Таисию Осипову арестовали в ноябре 2010 года, с тех пор она в СИЗО. Сначала в деле было пять преступных эпизодов, ее обвиняли в сбыте и хранении наркотиков. Защита бывшей активистки обращала внимание на то, что на руках Осиповой не нашли следов наркотиков – соответственно, свертки с героином ей могли подбросить. Об этом заявил и один из свидетелей – Антон Мандрик, знакомый Осиповой, который был у нее дома при обыске.

По версии защиты, дело было сфабриковано смоленским Центром «Э» – подразделением по борьбе с экстремизмом, и истинной целью полицейских была не Осипова, а ее муж Сергей Фомченков – член политсовета «Другой России», живущий в Москве. Ссылались адвокаты на то, например, что в деле зачем-то участвовали оперативники Центра «Э», хотя обычно они не занимаются обысками по наркотикам – для этого есть сотрудники ФСКН. Понятыми при обыске были активистки прокремлевских молодежных движений.

Фомченков, который в Смоленске не был много лет, наблюдает за процессом над супругой дистанционно. Он говорит, что ожидал, что Осипову не отпустят, но не думал, что приговор будет настолько суровым.

Фомченко: Я абсолютно не ожидал такого решения, для меня это шок, так же, как это шок для адвокатов, для самой Таисии. С учетом того, что судья фактически снизил квалификацию обвинения, по тем обвинениям, которые остались, даже если брать формальную сторону обвинения, там осталась продажа одного с чем-то грамма наркотика. Давать за это 8 лет – тогда, извините меня, почему людей, которые килограммами торгуют, отпускают на свободу, а больной женщине молодой с ребенком несовершеннолетним, которой само судебное следствие оставило два несчастных эпизода, дают такой срок?

Решение судьи Кожевникова, действительно, шокировало всех. Адвокат Сидоркина заявила, что у адвокатов были претензии к тому, как судья вел процесс: он якобы отклонял многие ходатайства защиты. Доволен ли решением представитель прокуратуры, неизвестно – он сегодняшнее решение слушал молча, а потом так же молча ушел из суда, не комментируя приговор. При этом у гособвинителя есть право обжаловать решение, так же как и у защиты.

Наблюдавшие за процессом Осиповой говорят, что судья Кожевников не производил впечатления чрезмерно жесткого человека и запомнился в основном тем, что очень торопился вынести решение.

Азар: Он сначала очень медленно вел процесс, а в какой-то момент начал торопиться. И вот на том заседании, на котором я был (это было предпоследнее заседание), он очень торопился, любые дополнительные вещи, которые не обязательно было по процедуре прослушать, торопил очень сильно. Он периодически отпускал какие-то шутки, но в общем нельзя сказать, что он кому-то очевидно благоволил, но вел себя не супер-корректно по отношению к Осиповой.

Теперь решение судьи Игоря Кожевникова будет обжаловано в Смоленский областной суд. В прошлый раз отмену приговора и отправку дела на пересмотр многие связывали с заявлением тогдашнего президента Дмитрия Медведева, который на встрече со студентами журфака сказал, что считает приговор по делу слишком суровым для молодой женщины с ребенком. Сегодня пресс-секретарь Медведева – ныне премьер-министра – Наталья Тимакова заявила, что он не поменял своего мнения о деле Осиповой.

Глава Совета по правам человека Михаил Федотов, в свою очередь, сегодня заявил, что считает приговор Осиповой судебной ошибкой и надеется, что кассационная инстанция эту ошибку исправит.

Отдельно сегодня весь день обсуждается, насколько это распространенное для судебной практики явление, когда суд выносит настолько более жесткое наказание, чем просит прокуратура, и чем он при этом руководствуется.

Также по теме
    Другие выпуски