Шесть мечетей в Москве построят, несмотря на протест националистов

17/12/2012 - 21:20 (по МСК) Павел Лобков, Татьяна Арно

Московские окраины, вопреки обещаниям главы Совета муфтиев Равиля Гайнутдина, не увидят массовых молитв на Курбан-Байрам.

Началось все с того, что газета «Известия», обильно цитируя главу совета муфтиев России Равиля Гайнутдина, написала, что в столице появятся 6 новых мечетей. Мол, власти столицы уже отвели под них землю в Люблино, на Шоссе Энтузиастов и в Южном Бутово.

Все это напоминает историю двухмесячной давности, когда сперва вроде бы сам мэр Собянин благословил возведение культового сооружения в Митино, но потом вмешались местные жители, вышли тысячной демонстрацией и к ним власти, вопреки обыкновению, моментально прислушались. И бумагу отозвали. И тогда, и сегодня с первым одобрением неуступчивости мэрии выступили лидеры националистов – Дмитрий Демушкин и Владимир Тор.

Между тем, сегодня в Москве, по официальным данным, больше миллиона мусульман. По неофициальным – три миллиона. На них – лишь 4 мечети. Для сравнения, в Чечне на миллион мусульман – 800, не считая молельных домов.

Судьбу мечетей для мусульман мы обсудили с заместителем председателя Совета муфтиев России Рушаном Аббясовым.

Лобков: Равиль Гайнутдин говорил о том, что согласованы места под 6 новых мечетей, или «Известия» неверно его процитировали?

Аббясов: Я хотел бы напомнить, что историю этого вопроса. Равиль Гайнутдин, встречаясь с мэром Москвы Собяниным в начале года, говорили о том, что сегодня катастрофически не хватает количество мечетей в Москве. В связи с этим было принято решение, что Совет муфтиев России принимает программу, как в каждом округе иметь по одной мечети. Мы имеем мусульманские общины в тех районах, о которых сегодня идет речь:  в Люблино, Южном Бутово и Шоссе Энтузиастов. Мы планируем там возведение наших культовых сооружений, мечетей. Потому что там сегодня сформировались общины. Пока нет конкретного участка земли за исключением участка на Шоссе Энтузиастов. Там уже запланирован участок недалеко от метро «Авиамоторной». Вопрос не первый год обсуждается в Южном Бутово. Было предложение построить на улице Ахмата Кадырова.

Лобков: Сегодняшние «Известия» цитируют как свежие высказывания господина Гайнутдина. Непонятно, «Известия» неверно цитируют или договоренности были достигнуты и невыполнены?

Аббясов: На сегодня договоренности о строительстве мечетей в этих районах с властями Москвы есть. Но не уточнено место, улицы, где будут мечети.

Арно: Когда будет все согласовано?

Аббясов: Это длительный период. Оформление документов занимает не один месяц, а зачастую год и два. Как только мы получим все необходимые с Правительством Москвы согласования, тогда и начнем. Строить легче всего.

Лобков: Сегодня Мосгоркомархитектура вот что говорит: участки для строительства мечетей не определены, разработка соответствующей градостроительной документации не ведется.

Аббясов: А мы говорим о районах, где, на наш взгляд, нам необходимо построить мечети. Потому что там сформированы местные мусульманские общины, которые состоят из местных жителей. Идет речь об этом. Может, нет конкретного адреса, потому что идет этап согласования.

Лобков: Даже обсуждение не ведется. Разработка  документации не ведется – утверждает официальный представитель.

Аббясов: Переговоры ведутся больше полугода. А этап согласования – не такой простой, особенно после последних событий. Нам было официально отказано в Текстильщиках, на Волжском бульваре – это было год назад, вы помните эту историю. И тогда как раз возмущение людей было. После этого префектура Восточного округа сказала, что этот участок нам не дадут, но дадут в другом месте. Поэтому этапы согласования идут.

Арно: Сейчас возможен вариант, когда некие участки вам будут предложены, а потом повторится Митино?

Аббясов: О Митино мы тоже узнали только из СМИ. Совет муфтиев России в Митино не планировал строительство мечети. Там планировало немалоизвестная исламская организация.

Арно: Говорят, сам мэр Собянин планировал.

Аббясов: Нет, там не было никаких этапов согласования.

Лобков: Бумага дошла до стола московского мэра и оттуда пошла вниз.

Аббясов: Вы знаете, как сегодня доходят бумаги, когда днем и ночью в СМИ говорят. Только ленивый не слышит о том, что происходит. Зачастую СМИ неверно преподносят информацию, у людей неверное восприятие. В Митино тоже запугали всех: что там планируется  13-этажная мечеть, хотя не было даже проекта.

Лобков: Что больше пугает протестующих? Если мусульмане будут собираться в мечети или на улице, как это происходит на «Проспекте Мира», и по колено в снегу, как это было в этом году, молятся.

Аббясов: Мы изначально сказали, что можем помочь и Правительству Москвы, и нашим горожанам решить этот вопрос. Мы понимаем прекрасно неудобство жителей, которые живут вокруг той же мечети на «Проспекте Мира». На «Новокузнецкой» мечеть вообще рядом с жилым пятиэтажным домом. Поэтому мы предлагаем сегодня в каждом округе на окраинах разместить по одной мечети. Чтобы из спальных районов люди не ездили в центр, при этом не осложняли дорогу. У нас еженедельные пятничные молитвы, куда приходят наши верующие. Они могли бы молитвы соблюдать в своих районах. Мы говорим о десяти мечетях в каждом округе Москвы.

Арно: Пока их не десять. Почему этот вопрос тяжело урегулировать?

Аббясов: Сегодня негативная информация идет днем и ночью – когда неправильно трактуется исламская терминология, запугивая наших соотечественников.

Лобков: Во всем виноваты СМИ, это мы знаем.

Аббясов: Не всегда правильно и корректно преподносится информация.

Лобков Л: Вы здесь для того, чтобы правильно и корректно объяснить. Тот странный поток бумаг туда и обратно не говорит ли о том, что внутри Правительства Москвы или префектур сидит некое антиисламское лобби, которое, несмотря на закон о равноудаленности государства от всех церквей, блокирует именно те проекты, которые были направлены мусульманским сообществом.

Аббясов: То, что в обществе происходит, это запугивают власти. Мы видим, что при не планировании мечети собирается сразу несколько сот человек, проводят несанкционированные митинги, зачастую, это даже не жители этих районов, а приезжие из разных районов и других городов, людей, которые настроены против ислама и против мирного добрососедства, которое складывалось на протяжении тысячелетий в нашей стране. Наверное, эти акты протеста пугают наши власти. Мусульмане терпеливые, мы ждем, у нас один участок отобрали, подождем, значит, второй дадут. При этом, мы тоже граждане этой страны, имеющие, как вы правильно отметили, полные права на свободу совести и свободу вероисповеданий, так же хотим, чтобы права мусульман не были ущемлены в этих вопросах. Тем более, что сегодня в Москве проживает минимум полтора миллиона мусульман, коренных жителей, в первую очередь, не мигрантов. Конечно, пугает, что большое число мигрантов собирается, но они так же конституционно имеют право на свободу вероисповедания.

Другие выпуски