Сергей Собянин проведет реформы Петра Первого

Здесь и сейчас
3 августа 2011
Поддержать программу

Комментарии

Скрыть

Власти Москвы меняют историю. Сергей Собянин решил примерить на себя образ Петра Первого. И как и тот - призвал забыть о кольцах. Новая Москва больше не будет строиться по историческому кольцевому принципу. Хорды и рокады - вот выбор новой столичной власти.

"Вот и стало обручальным нам Садовое кольцо", - пели лирические герои Юрия Визбора, а потом и герои фильма "Москва слезам не верит". И не случайно именно эти слова стали такими популярными. Ведь на протяжении многих веков кольца были основами Москвы.

Город рос по принципу древесного ствола: одно кольцо наслаивалось на другое. Сейчас в пределах столицы их насчитывается 4 – от Бульварного до МКАДА, ещё два опоясывают пригороды: это так называемые малая и большая бетонки.

Такой принцип развития называется радиально-кольцевой структурой.

Так исторически развивалось большинство европейских городов – и не только российских. Вот, например, транспортные каркасы Лондона и Парижа. У такой системы есть плюсы – связь отдалённых районов при помощи колец – но и минусы: эти самые кольца быстро перестают справляться с нагрузкой. Градостроители поняли это ещё как минимум три века назад.

Не случайно Пётр Первый, основав новую столицу Санкт-Петербург, выстроил её не по радиально-кольцевой системе, а по квартально-гнездовой. Иными словами, проектировщики того времени предпочли изогнутым кольцам прямые и широкие проспекты. Долгое время город развивался именно по этой структуре.

Вместо колец использовались хорды. Например, центральная дуговая магистраль. Лишь в начале нынешнего века Петербург начали опоясывать кольцевой дорогой. Её ещё не достроили, но она уже сейчас сильно загружена, так что местные власти подумывают о втором кольце.

Перпендикулярный каркас, лишённый колец, характерен для большинства американских городов – например, для Чикаго. Там улицы пересекаются под прямым углом, а отдалённые районы связаны между собой хордами.

Что же такое хорда и в чём её преимущество?

Это дорога, соединяющая разрозненные части города – как правило, в обход центра. Согласно планам столичных властей, в ближайшие годы в Москве появятся как минимум две такие трассы – Северная и южная хорды. Их также называют рокадами. Это практически одно и то же. Термин "рокада" пришёл из военного дела и изначально обозначал дорогу, идущую параллельно линии фронта. Её как раз использовали для быстрой переброски войск и грузов

. Несколько новых хорд для города лучше, чем одно 4-е кольцо, которое планировали строить раньше. Ведь вместо одной трассы, соединяющей разные районы, появится несколько.

Идея строительства хорд в Москве возникла ещё в сталинские времена. Согласно генплану 35-го года, предполагалось соединить Рублёвское и Каширское шоссе и образовать, таким образом, южную хорду. Повторно к идее вернулись спустя полвека.

По генеральному плану развития столицы, предложенному в 85 году Всесоюзным обществом охраны памятников, предполагалось построить рокады, которые образовывали бы треугольник.

Исторический центр оказался бы внутри, в стороне от основным транспортных потоков, и это, по мнению авторов, позволило бы сохранить планировку старинных кварталов.

Тем задумкам сбыться не удалось, однако сегодняшняя программа отчасти их повторяет: будут реконструированы 19-ть основных магистралей столицы, среди которых Ленинградский, Ленинский, Севастопольский проспекты и практически все радиальные шоссе.

Власти понимают, что городская застройка будет развиваться практически во всех направлениях и со временем займет территорию почти всей Московской области, как видно на этой карте.

Новое кольцо всё же может появиться: это ЦКАД – центральная кольцевая автомобильная дорога. Архитекторы и экологи горячо спорят о том, нужна ли она, но пока от её строительства окончательно не отказались.

Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия