Сергей Капков о шествии художников: Политика уже часть современного искусства

20/05/2012 - 12:42 (по МСК) Павел Лобков
Художники-передвижники нового формата накануне прошлись по московским бульварам. Предварительно переругавшись между собой по политическим, а вовсе не по творческим соображениям. Что они не поделили - выяснял Ренат Давлетгильдеев.
Давлетгильдеев: Действительно, вчера было очень много споров перед тем, как эта акция все-таки состоялась. Ожидали повторение акции недельной давности, когда на московские улицы вышли писатели и поэты. Не получилось повторить ни по составу, ни по количеству участников. Но зато, чтобы как-то обезопасить арт-деятелей, к шествию примкнул глава московского департамента культуры Сергей Капков, который попросил не искать никакого политического подтекста в этом шествии.

Капков: Культура и современное искусство шире, чем политика. Уже политика является частью современного искусства. Поэтому надо спокойно к этому относиться.

В основном, арт-объекты были созданы не известными художниками, а учениками московской школы №109 - это экспериментальная школа на Юго-западе. Так получилось, что очень много детей принимало участие в этой художественной акции, тогда как действительно известные художники участия не принимали. Связано это с тем, что изначально, из заявленных в списке, главными были художники Николай Полисский и Константин Звездочетов - два «столпа» современного российского арт-мира - оба поругались с куратором этого события Юрием Самодуровым. Таким образом, Полисский отказался участвовать по политическим соображениям, потому что он хотел политизации, хотел, чтобы звучали лозунги про активисток панк-группы «Pussy Riot». А Звездочетов, наоборот, никакой политизации лишней не хотел. Чтобы как-то огородить несовершеннолетних детей от возможных действий полиции, на акцию пришел Евгений Бунимович, уполномоченный по правам ребека.

Бунимович: Есть контекст искусства, а есть контекст времени. Выставка все-таки больше про искусство. А контекст, наверное, больше про политику.

Разницу между контекстом времени и контекстом политики пытались найти все собравшиеся. Искали долго, в том числе и в течении «ночи в музее», который последовал сразу после этого шествия. Также был небольшой спор между организаторами акции, потому что они собирались войти во двор московского музея современного искусства, где расположили бы все свои экспонаты. ММСИ был рад предоставить им площадку, но куратор Юрий Самодуров вел себя неоднозначно, и был очень принципиален в некоторых вещах. Например, что если не все экспонаты заезжают во двор, то они туда вовсе не заезжают. Но там были экспонаты, которые чисто физически невозможно было затащить во двор.

В частности, директор ММСИ Василий Церетели сказал, что, в принципе, ничего плохого в политизации события «ночь в музее» нет, потому что художники - они на то и художники, чтобы как-то реагировать на политические события. Но все-таки в политику художники не играют.

Церетели: С одной стороны, искусство вне политики. С другой стороны, художник, как творец, может делать что угодно. Любой художник на сегодняшний день не может, так же как поэт или музыкант, не комментировать то, что вокруг него. Это может быть бедность, это может быть нищета, это может быть взрыв какой-то, это может быть политическая ситуация.

Дилемма между искусством и политикой, между тем, является ли это шествие актом искусства или политическим шествием, закончилась во дворе ММСИ, поскольку в результате никаких политических лозунгов не было. Все начали отдыхать, выпивать и слушать хорошую музыку. 
Также по теме
    Другие выпуски