Сергей Капков готов присоединиться к шествию художников 19 мая
В субботу, 19 мая, на улицы выйдут рассерженные художники – писатели проложили им дорогу неделю назад. По слухам, в их колонне пойдет глава департамента культуры Москвы Сергей Капков, присутствие которого, возможно, оградит творцов от сотрудников правопорядка. Соответствуют ли эти слухи действительности, узнали у чиновника лично.
Ольга Писпанен: Сергей Александрович, здравствуйте.
Сергей Капков: Здравствуйте.
Писпанен: Вы действительно пойдете в колонии?
Капков: Я пойду, посмотрю.
Писпанен: Повезете на тележке картины чьи-нибудь?
Капков: На самом деле, художники подошли очень системно к своему шествию. Они официально, от федерального музея современного искусства, обратились в адрес нашего департамента с предложением, что в рамках акции «ночь в музее» ои пройдут. Они согласовали маршрут. Ои декларируют, что их будет 80 человек. Я знаю, что часть каких-то художников отказалась, каких-то нет. Наш московский музей современного искусства под руководством Василия Церетели готов их принять, напоить их чаем, накормить. И они декларируют, что это не является политической акцией.
Писпанен: То есть они пройдут по бульварам и дойдут до музея на Петровке, и там как-то разместятся внутри, да?
Капков: Да.
Павел Лобков: Там места много?
Писпанен: Да, там же как раз не очень много места. Там очень много скульптур стоят.
Капков: Ну они поместятся.
Лобков: А как-то согласовывалось с художниками содержание их работ? Мы знаем, например, что в Краснодаре у Марата Гельмана с местными жителями проблемы возникли.
Писпанен: У человека на Кудринской площади возникли проблемы с карикатурами, которые он там показывал.
Капков: У нас в Москве нет цензуры. Поэтому какие работы они творят, те и понесут.
Писпанен: Чего нет?
Капков: Цензуры. В культуре.
Лобков: А если говорить о том, что нужно было специальное согласование - какие у вас вообще взаимоотношение с господином Майоровым?
Капков: Отличные. Мы коллеги по работе. Он очень профессиональный и порядочный человек.
Лобков: А вы сразу согласовали это шествие?
Капков: Это же в рамках нашей акции «ночь в музее».
Писпанен: А если будет не 80 художников, а 80 000 их поклонников?
Капков: 80 000 поклонников современного искусства в Москве не будет.
Писпанен: А вдруг? Вы же видели, какие очереди всегда в «ночь музеев».
Капков: Я думаю, что в этом году на «ночь в музее» придет больше полмиллиона посетителей. Во все наши 191 музей.
Писпанен: Ну вот, а если они все пойдут по бульварам? Будет превышение согласованного числа.
Капков: Значит, правоохранительные органы будут помогать им дойти до той точки, куда они двигаются.
Писпанен: Будем смотреть, как они будут помогать. Это всегда очень увлекательно.
Капков: Я тоже там буду, поэтому я тоже посмотрю.
Лобков: А вы видели какие-нибудь работы до этого?
Капков: Видел работы Полисского. Он делал их и в парке Горького.
Лобков: Он отказался, кстати говоря. Говорят, что если не будет лозунгов «За свободу Pussy Riot», он не пойдет.
Капков: Это ведь тоже демократия: есть право отказаться, есть право согласиться. Он выбрал отказаться.
Писпанен: Сейчас как раз обсуждается «лето свободы» - фестиваль, который, скорее всего, пройдет. Потому что уж согласуют, не согласуют - мне кажется, уже не так важно.
Капков: Чтобы согласовали, надо подать документы. Документы никакие не подавались.
Лобков: Там лидеров нет - там ассамблея.
Писпанен: Они не хотят ни с кем согласовывать. А вы же можете, например, взять и помочь.
Капков: Чем? Есть закон, и они должны подать, должны сказать программу, должны обозначить площадки.
Писпанен: А можно в ваш департамент подать, и вы согласуете?
Капков: Можно подать и в наш департамент. И мы ответим.
Писпанен: Да?
Капков: Конечно. Там же надо согласовать и с префектурой, и с управой, и с правоохранительными органами. Нужо декларировать сколько тысяч (или просто человек) придет, и где будет стоять сцена, какая будет программа, где будут стоять съемочные группы, где будут стоять туалеты и прочее. Это большая программа.
Писпанен: Вам, в принципе, нравится такая история?
Капков: Какая?
Писпанен: С таким фестивалем.
Капков: Я вообще считаю, что Москва должна быть фестивальным городом. Чем больше фестивалей, тем больше настроение в городе улучшается у людей.
Лобков: Это все-таки фестиваль-протест.
Капков: Я не знаю, фестиваль-протест это или нет.
Писпанен: В общем, будет ли ваш комитет следить за тем, чтобы соблюдалась мера вкуса, репертуарная политика? Ведь когда вы были директором парка Горького, у вас же был отбор формат - не формат.
Капков: Парк Горького - это все-таки учреждение, и там есть такое понятие, как «формат»: подходит ли тебе это мероприятие или нет. Хотя мы пускали всех: от хипстеров до десантников. Главное, чтобы они приводили с собой свое «коммьюнити». И здесь, если данное мероприятие соберет свое «коммьюнити», то почему бы и нет.
Писпанен: Бывает, что хипстеры объединяются с десантниками.
Лобков: И поют песни.
Капков: В творчестве культура всегда объединяет.
Писпанен: Да. И вот их все время гоняют сейчас: с Чистых прудов гонят, с Баррикадной гонят.
Капков: Жителям на Чистых прудах не нравится.
Писпанен: Не нравится, да. Как вы думаете, в парке Горького можно им найти пристанище?
Капков: Можно, но ночевать все равно там не получится.
Писпанен: А почему?
Капков: Потому что парк закрывается на 3 часа на уборку. Надо же убирать парк, потому что в выходные дни туда приходят 200 000 человек. Парк должен быть готовым к этому.
Писпанен: А палатки там, например, можно было бы разбить?
Капков: Палатки можно разбить в лесу.
Писпанен: Но это же парк, там тоже деревья.
Капков: Парк это не лес. Тогда лучше в Московскую область податься - там много лесов.
Лобков: Ну а все-таки русский гайдпарк. Столько об этом говорили. И вроде бы даже много разных идей: и на месте этого пустыря у гостиницы «Россия», и на Чистых прудах, где он уже появился, пока о нем говорили. Теперь вот он по Москве перемещается. Все-таки идея с закреплением постоянного места для гайдпарка - она продуктивна? Вы будете над этим работать?
Капков: Она вполне продуктивна, только надо определиться что такое «гайдпарк».
Писпанен: И кого туда пускать.
Капков: Нет, неправда, пускать будут всех.
Лобков: Но в гайдпарке есть уголок «спикер корнер».
Капков: Конечно. Если это «спикер корнер», то это одна вещь. Если это место для митингов, и количество людей на митинг приходит больше, чем в любой гайдпарк и «спикер корнер», то, соответственно, необходимо коммуникацию определенную проводить, начиная от туалетов, заканчивая электричеством, сценой и так далее тому подобное.
Лобков: Как вы думаете, такое постоянное место в Москве можо было бы организовать?
Писпанен: Желательно в центре.
Капков: Я думаю, что в Москве много мест, где можно это организовать. Ну какие места мы знаем в центре, мы все живем в этом городе? Если вы назовете - я готов про каждое говорить.
Лобков: В 90-е собирались вокруг Манежной площади.
Капков: Сейчас нет Манежной площади. Если рассматривать «Лужники», то там есть спортивные, международные мероприятия, концертные мероприятия, футбол.
Писпанен: А триумфальная площадь? Ведь так нравилась она людям, особенно по 31-м числам. Но ее как-то перекрыли. Даже не перекопали, а просто закрыли и ничего там не происходит.
Капков: И?
Писпанен: Как вы думаете, можно там, например, сделать гайдпарк?
Капков: Много очень разных мест. Этоже вопрос в том, что участники, которые хотят участвовать в митингах, много. Поэтому площадок должно быть несколько. Это всегда так будет: что если одни собираются на Болотной, то другие буду собираться на другой.
Лобков: Я сразу подаю заявку на Соборную площадь в Кремле.
Капков: Но тогда надо и Лобное место вернуть.
Лобков: А если серьезно, то все равно, рано или поздно, это ведь образуется, правильно?
Капков: Нет.
Писпанен: Ну а вы какое бы место выделили на свой вкус?
Капков: Коллеги, мы же обсуждаем политические процессы, вместо культурных. Но я их тоже готов обсуждать. Политика - это умение договариваться. Поэтому надо всем договориться. У фракции КПРФ, у фракции ЛДПР, у других парламентских фракций, у несистемной оппозиции, может быть, разные мнения, где они хотят собираться, митинговать, обсуждать политический процесс.
Лобков: Как писал великий русский поэт про Москву: «пожар способствовал ей много к украшению». Вот оппозиция много способствует к украшению Москвы. Стоит оппозиционерам выйти на Чистые пруды - там сразу же меняют газон на самый элитный.
Писпанен: За 20 миллионов.
Лобков: Да, я читал - там какие-то невероятные суммы.
Писпанен: Но суммы еще непонятны.
Лобков: Стоило выйти к памятнику Абаю - его тут же стали мыть. Помыли памятник героям Плевны. Наверное, сейчас будут перекладывать брусчатку на площади Восстания. И вот, закрывается Тверской бульвар на реконструкцию, параллельно с желанием устроить там фестиваль. Неужели это все - случайные совпадения?
Капков: По бульварам это совпадение полностью случайное, потому что - можете посмотреть и в моих интервью - Бульварное кольцо это символ Москвы, и мэром давно была поставлена задача полного благоустройства Бульварного кольца.
Писпанен: То есть это в плане стояло, как Триумфальную закрывали - тоже планово все?
Капков: Если вы мне не доверяете, то вы можете спросить у владельца «Жан-Жака» Дмитрия Борисова, что мы с ним обсуждали и обустройство Никитского бульвара, и открытия там летних кафе. Потому что задача - восстановить символы Москвы. Парк Горького был, кстати, одним из символов Москвы, и он восстанавливается. Бульварное кольцо тоже было в планах восстановить.
Лобков: То есть зловредного умысла никакого нет?
Капков: Зловредного умысла нет. Больше того, есть даже проект больших архитекторов Олега Шапиро и Дмитрия Ликина, которые строили «Стрелку», полного благоустроения. Вы можете их пригласить и они расскажут, когда это было у них заказано и когда это сделано.
Писпанен: Ну что ж, погуляем в субботу, покатаем тележки с картинами.
Капков: И приходите в музеи.
Писпанен: Обязательно.
Капков: 191 музей ждет вас с 6 до 12 вечера.
Писпанен: Только очень много людей все-таки ходят в музеи по ночам.
Капков: Потому что у нас очень большой город. И люди ходят не в музеи, а люди ходят общаться.
Писпанен: И много поклонников искусства современного.
Капков: Не только современного.
Сергей Капков: Здравствуйте.
Писпанен: Вы действительно пойдете в колонии?
Капков: Я пойду, посмотрю.
Писпанен: Повезете на тележке картины чьи-нибудь?
Капков: На самом деле, художники подошли очень системно к своему шествию. Они официально, от федерального музея современного искусства, обратились в адрес нашего департамента с предложением, что в рамках акции «ночь в музее» ои пройдут. Они согласовали маршрут. Ои декларируют, что их будет 80 человек. Я знаю, что часть каких-то художников отказалась, каких-то нет. Наш московский музей современного искусства под руководством Василия Церетели готов их принять, напоить их чаем, накормить. И они декларируют, что это не является политической акцией.
Писпанен: То есть они пройдут по бульварам и дойдут до музея на Петровке, и там как-то разместятся внутри, да?
Капков: Да.
Павел Лобков: Там места много?
Писпанен: Да, там же как раз не очень много места. Там очень много скульптур стоят.
Капков: Ну они поместятся.
Лобков: А как-то согласовывалось с художниками содержание их работ? Мы знаем, например, что в Краснодаре у Марата Гельмана с местными жителями проблемы возникли.
Писпанен: У человека на Кудринской площади возникли проблемы с карикатурами, которые он там показывал.
Капков: У нас в Москве нет цензуры. Поэтому какие работы они творят, те и понесут.
Писпанен: Чего нет?
Капков: Цензуры. В культуре.
Лобков: А если говорить о том, что нужно было специальное согласование - какие у вас вообще взаимоотношение с господином Майоровым?
Капков: Отличные. Мы коллеги по работе. Он очень профессиональный и порядочный человек.
Лобков: А вы сразу согласовали это шествие?
Капков: Это же в рамках нашей акции «ночь в музее».
Писпанен: А если будет не 80 художников, а 80 000 их поклонников?
Капков: 80 000 поклонников современного искусства в Москве не будет.
Писпанен: А вдруг? Вы же видели, какие очереди всегда в «ночь музеев».
Капков: Я думаю, что в этом году на «ночь в музее» придет больше полмиллиона посетителей. Во все наши 191 музей.
Писпанен: Ну вот, а если они все пойдут по бульварам? Будет превышение согласованного числа.
Капков: Значит, правоохранительные органы будут помогать им дойти до той точки, куда они двигаются.
Писпанен: Будем смотреть, как они будут помогать. Это всегда очень увлекательно.
Капков: Я тоже там буду, поэтому я тоже посмотрю.
Лобков: А вы видели какие-нибудь работы до этого?
Капков: Видел работы Полисского. Он делал их и в парке Горького.
Лобков: Он отказался, кстати говоря. Говорят, что если не будет лозунгов «За свободу Pussy Riot», он не пойдет.
Капков: Это ведь тоже демократия: есть право отказаться, есть право согласиться. Он выбрал отказаться.
Писпанен: Сейчас как раз обсуждается «лето свободы» - фестиваль, который, скорее всего, пройдет. Потому что уж согласуют, не согласуют - мне кажется, уже не так важно.
Капков: Чтобы согласовали, надо подать документы. Документы никакие не подавались.
Лобков: Там лидеров нет - там ассамблея.
Писпанен: Они не хотят ни с кем согласовывать. А вы же можете, например, взять и помочь.
Капков: Чем? Есть закон, и они должны подать, должны сказать программу, должны обозначить площадки.
Писпанен: А можно в ваш департамент подать, и вы согласуете?
Капков: Можно подать и в наш департамент. И мы ответим.
Писпанен: Да?
Капков: Конечно. Там же надо согласовать и с префектурой, и с управой, и с правоохранительными органами. Нужо декларировать сколько тысяч (или просто человек) придет, и где будет стоять сцена, какая будет программа, где будут стоять съемочные группы, где будут стоять туалеты и прочее. Это большая программа.
Писпанен: Вам, в принципе, нравится такая история?
Капков: Какая?
Писпанен: С таким фестивалем.
Капков: Я вообще считаю, что Москва должна быть фестивальным городом. Чем больше фестивалей, тем больше настроение в городе улучшается у людей.
Лобков: Это все-таки фестиваль-протест.
Капков: Я не знаю, фестиваль-протест это или нет.
Писпанен: В общем, будет ли ваш комитет следить за тем, чтобы соблюдалась мера вкуса, репертуарная политика? Ведь когда вы были директором парка Горького, у вас же был отбор формат - не формат.
Капков: Парк Горького - это все-таки учреждение, и там есть такое понятие, как «формат»: подходит ли тебе это мероприятие или нет. Хотя мы пускали всех: от хипстеров до десантников. Главное, чтобы они приводили с собой свое «коммьюнити». И здесь, если данное мероприятие соберет свое «коммьюнити», то почему бы и нет.
Писпанен: Бывает, что хипстеры объединяются с десантниками.
Лобков: И поют песни.
Капков: В творчестве культура всегда объединяет.
Писпанен: Да. И вот их все время гоняют сейчас: с Чистых прудов гонят, с Баррикадной гонят.
Капков: Жителям на Чистых прудах не нравится.
Писпанен: Не нравится, да. Как вы думаете, в парке Горького можно им найти пристанище?
Капков: Можно, но ночевать все равно там не получится.
Писпанен: А почему?
Капков: Потому что парк закрывается на 3 часа на уборку. Надо же убирать парк, потому что в выходные дни туда приходят 200 000 человек. Парк должен быть готовым к этому.
Писпанен: А палатки там, например, можно было бы разбить?
Капков: Палатки можно разбить в лесу.
Писпанен: Но это же парк, там тоже деревья.
Капков: Парк это не лес. Тогда лучше в Московскую область податься - там много лесов.
Лобков: Ну а все-таки русский гайдпарк. Столько об этом говорили. И вроде бы даже много разных идей: и на месте этого пустыря у гостиницы «Россия», и на Чистых прудах, где он уже появился, пока о нем говорили. Теперь вот он по Москве перемещается. Все-таки идея с закреплением постоянного места для гайдпарка - она продуктивна? Вы будете над этим работать?
Капков: Она вполне продуктивна, только надо определиться что такое «гайдпарк».
Писпанен: И кого туда пускать.
Капков: Нет, неправда, пускать будут всех.
Лобков: Но в гайдпарке есть уголок «спикер корнер».
Капков: Конечно. Если это «спикер корнер», то это одна вещь. Если это место для митингов, и количество людей на митинг приходит больше, чем в любой гайдпарк и «спикер корнер», то, соответственно, необходимо коммуникацию определенную проводить, начиная от туалетов, заканчивая электричеством, сценой и так далее тому подобное.
Лобков: Как вы думаете, такое постоянное место в Москве можо было бы организовать?
Писпанен: Желательно в центре.
Капков: Я думаю, что в Москве много мест, где можно это организовать. Ну какие места мы знаем в центре, мы все живем в этом городе? Если вы назовете - я готов про каждое говорить.
Лобков: В 90-е собирались вокруг Манежной площади.
Капков: Сейчас нет Манежной площади. Если рассматривать «Лужники», то там есть спортивные, международные мероприятия, концертные мероприятия, футбол.
Писпанен: А триумфальная площадь? Ведь так нравилась она людям, особенно по 31-м числам. Но ее как-то перекрыли. Даже не перекопали, а просто закрыли и ничего там не происходит.
Капков: И?
Писпанен: Как вы думаете, можно там, например, сделать гайдпарк?
Капков: Много очень разных мест. Этоже вопрос в том, что участники, которые хотят участвовать в митингах, много. Поэтому площадок должно быть несколько. Это всегда так будет: что если одни собираются на Болотной, то другие буду собираться на другой.
Лобков: Я сразу подаю заявку на Соборную площадь в Кремле.
Капков: Но тогда надо и Лобное место вернуть.
Лобков: А если серьезно, то все равно, рано или поздно, это ведь образуется, правильно?
Капков: Нет.
Писпанен: Ну а вы какое бы место выделили на свой вкус?
Капков: Коллеги, мы же обсуждаем политические процессы, вместо культурных. Но я их тоже готов обсуждать. Политика - это умение договариваться. Поэтому надо всем договориться. У фракции КПРФ, у фракции ЛДПР, у других парламентских фракций, у несистемной оппозиции, может быть, разные мнения, где они хотят собираться, митинговать, обсуждать политический процесс.
Лобков: Как писал великий русский поэт про Москву: «пожар способствовал ей много к украшению». Вот оппозиция много способствует к украшению Москвы. Стоит оппозиционерам выйти на Чистые пруды - там сразу же меняют газон на самый элитный.
Писпанен: За 20 миллионов.
Лобков: Да, я читал - там какие-то невероятные суммы.
Писпанен: Но суммы еще непонятны.
Лобков: Стоило выйти к памятнику Абаю - его тут же стали мыть. Помыли памятник героям Плевны. Наверное, сейчас будут перекладывать брусчатку на площади Восстания. И вот, закрывается Тверской бульвар на реконструкцию, параллельно с желанием устроить там фестиваль. Неужели это все - случайные совпадения?
Капков: По бульварам это совпадение полностью случайное, потому что - можете посмотреть и в моих интервью - Бульварное кольцо это символ Москвы, и мэром давно была поставлена задача полного благоустройства Бульварного кольца.
Писпанен: То есть это в плане стояло, как Триумфальную закрывали - тоже планово все?
Капков: Если вы мне не доверяете, то вы можете спросить у владельца «Жан-Жака» Дмитрия Борисова, что мы с ним обсуждали и обустройство Никитского бульвара, и открытия там летних кафе. Потому что задача - восстановить символы Москвы. Парк Горького был, кстати, одним из символов Москвы, и он восстанавливается. Бульварное кольцо тоже было в планах восстановить.
Лобков: То есть зловредного умысла никакого нет?
Капков: Зловредного умысла нет. Больше того, есть даже проект больших архитекторов Олега Шапиро и Дмитрия Ликина, которые строили «Стрелку», полного благоустроения. Вы можете их пригласить и они расскажут, когда это было у них заказано и когда это сделано.
Писпанен: Ну что ж, погуляем в субботу, покатаем тележки с картинами.
Капков: И приходите в музеи.
Писпанен: Обязательно.
Капков: 191 музей ждет вас с 6 до 12 вечера.
Писпанен: Только очень много людей все-таки ходят в музеи по ночам.
Капков: Потому что у нас очень большой город. И люди ходят не в музеи, а люди ходят общаться.
Писпанен: И много поклонников искусства современного.
Капков: Не только современного.