Сергей Мстиславский из Гонконга: «Точки скопления, где были драки, будут расчищены»

05/10/2014 - 18:14 (по МСК) Павел Лобков

Протестующие в Гонконге согласились убрать часть баррикад перед зданием правительства. Как сообщает Associated Press, представители властей ранее заявили, что продолжат диалог со студентами только в том случае, если демонстранты уйдут с улиц и снимут блокаду административного здания.

Лобков: Скажите, отреагировали ли студенты, демонстрант на требования властей, стали ли разбирать баррикады?

Мстиславский: По крайней мере, в точках скопления, тут три основные точки скопления, на острове Гонконг перед демонстрантами выступили представители студенческих комитетов и сказали, что собираемся и идем к правительственному комплексу. При этом есть часть людей, как сообщают местные телеканалы, которые не согласны уходить, но, судя по всему, большая часть уйдет. Куда уйдет, не очень понятно пока. По крайней мере, те точки скопления, где были драки, будут расчищены в итоге.

Лобков: А драки между кем и кем? Действительно ли какие-то люди спортивного телосложения, вероятно, с континента приехали или были привезены для того, чтобы внести сумятицу в ряды протестующих?

Мстиславский: Я не ходил, не проверял, но мне, честно говоря, мало в это верится, что там понадобилась какая-то помощь с континента, потому что реально студенты блокировали торговые улицы, а сейчас как раз самое время для заработка. Во-первых, выходные, во-вторых, день образования КНР, это выходные в Китае, сюда приезжает очень много туристов из Китая. Уже местные телеканалы заявили, что в результате беспорядков потеряли от 20 до 30% обычного потока сюда. А китайцы, которые приезжают сюда, приезжают за покупками главным образом. По статистике, каждый тратит по 2-3 тысячи долларов за несколько дней пребывания в Гонконге. То есть это очень серьезные деньги.

Лобков: То есть, возможно, что это было не нанятые, как у нас говорят, «титушки», а просто разгневанные торговцы, которые пытались отогнать разгневанных студентов?

Мстиславский: То, что сами торговцы пошли в бой, это слабо верится. Но здесь же есть такие крепкие ребята…

Лобков: Неформальная защита, как у нас называется.

Мстиславский: Да, которые контролируют этих торговцев, которых очень много без лицензии, в общем, решают вопрос. Я думаю, что это они, судя по тем кадрам, которые передавало местное телевидение, на них как раз похоже, стиль поведения такой. И говорили они, как некоторые заявляли, что они говорят на мандаринском диалекте, на северном, на самом деле по виду они больше на гонконгцев похожи и говорят на местном диалекте.

Лобков: Китайская пресса немножко похожа на российскую пропаганду, она использует американский фактор, что это вирус «оранжевой революции», те же люди, которые планировали раскачать лодку. Эта риторика ушла?

Мстиславский: Я не слышу этой риторики по китайскому телевидению. Я смотрел несколько выпусков новостей, там этого не было. Про Америку было тихо. Может быть, где-то проскочило, но это не так…

Лобков: А как официальная пропаганда объясняет подобного рода внезапные массовые скопления людей, за несколько лет до выборов?

Мстиславский: Вы знаете, я не готов сейчас ответить. Какие-то аналитические программы выходят по китайскому телевидению, но я не смотрел, честно говоря. В выпусках новостей никаких объяснений данному явлению не было, была констатация факта, примерно такая картина, что студенты вышли, а студенты протестуют. Вчера, например, ролик из Youtube крутили, что якобы какой-то рабочий местный записал обращение к своим детям, которые учатся в университете, заодно и ко всем, что возвращайтесь домой, не надо, она плачет прям в эфире, говорит: «Зачем вам все это нужно?». Вот такое отношение.

Кстати, в этом плане тоже интересно, там контраст такой с тем, что у нас было на Майдане. Показывают студентов, в принципе тут таких жертв нет, кого-то стукнули, синяки, ссадины, может, и все, а студенты плачут перед камерами, говорят: «Как же так! Почему полиция не вмешивается? Почему власти пользуются помощью таких нехороших людей? Они нас тут бьют, а полиция не вмешивается», это когда появились эти крепкие ребята. Довольно забавно это выглядит.

Лобков: То есть совершенно четко чувствуется, что есть два Китая. В этом смысле, как вы считаете, может ли быть изменен этот закон или это постановление ЦК, таким образом, выборы в Гонконге будут свободными, с абсолютно свободным выдвижением кандидатов? Или в это верится слабо?

Мстиславский: Действительно до выборов еще 3 года. Я считаю, что если уж так прижмет, то нынешний то есть управляющий директор Гонконга, скажем так, может сказать: «Ну давайте мы рассмотрим предложения», то есть затянуть эту всю историю на какой угодно срок, а потом про это все забудут. Лично я не вижу никакой проблемы в том порядке, который предложили. По сути, в истории Гонконга это самые демократичные будут выборы. То есть самый демократичный способ избрания руководителей Гонконга, потому что до этого все происходило только с назначением, англичане назначали, Пекин назначает. Тут можно, по крайней мере, за одного кандидата высказать или не высказаться, хоть какой-то выбор есть, а раньше никакого выбора не было. Постепенно надо вводить демократию.

Лобков: Мы сейчас по скайпу разговариваем. Вы сейчас говорите с мобильного устройства или со стационарного? Что касается той информации, что во время протестов отключали мобильную связь, это касалось всего города или глушилки стояли только в тех местах, где собирались студенты?

Мстиславский: Насчет этого не могу сказать, у нас все работало. Я сейчас пользуюсь общественным Wi-Fi. Возможно, были какие-то перебои. На самом деле перебои бывают из-за того, что одновременно много людей входит. Вы представляете, там собираются, студенты все с мобильными устройствами, они все в интернете. Они все пытаются туда зайти, могут быть перебои вполне. То, что там специально глушили, мне кажется, что смысла в этом нет никакого, потому что нет острой ситуации.

Не чувствуется острой ситуации здесь никакой. Кроме тех мест, где люди собирались, в остальных частях города все нормально, и те же самые китайские туристы приезжают, все хорошо. Наверное, те люди, которые живут в районе Монг Кока и Адмиралти, правда, никто не живет, слава Богу, наверное, они чувствовали себя обиженными, потому что во всех остальных местах люди ходят и покупают, а тут не могут ходить, потому что толпа народу стоит.

Другие выпуски