Сергей Миронов: давно не говорил с Путиным

29/10/2012 - 21:46 (по МСК) Дмитрий Казнин, Ольга Писпанен

От «Справедливой России» откололись две входивших в нее партии: «Родина» и Российская партия пенсионеров вышли из ее состава, обозвав напоследок эсеров «политическим Франкенштейном». На основе этих двух партий и партии «Жизнь» в 2006 году была создана «Справедливая Россия».

В минувшую субботу лидер «Справедливой России» Сергей Миронов выступил с критикой в адрес белоленточников. Лола Тагаева – о политических метаморфозах Миронова.

Тагаева: Созданная в 2006 году «Справедливая Россия» изначально позиционировалась как левая нога власти – это определение принадлежит тогдашнему куратору внутренней политики, на тот момент первому заму главы администрации президента Владиславу Суркову. Это был сигнал федеральным и, в первую очередь, региональным элитам, что вступать в партию безопасно, кроме того, Миронов был спикером Совета Федерации и другом Владимира Путина. Распространена версия, что «Справедливая Россия» выполняла роль спойлера для КПРФ, оттягивая к себе электорат с левыми взглядами, подстраховка для «Единой России». Скандалов при столкновении  справороссов с «Единой России» на выборах до избрания Мосгордумы не было – как-то удавалось договариваться. В столичный парламент эсеры не прошли, фракция вместе с другими представителями парламентской оппозиции демонстративно покинула зал пленарных заседаний. К следующим региональным выборам, в марте 2010 года справороссы начали апеллировать к протестно настроенному электорату, а Миронов дистанцировался от Путина.

Миронов: Когда, например, были выборы 2004 года, и Владимир Путин не был лидером «Единой России», я действительно говорил о том, что поддерживаю Владимира Путина. И скажу, что все, что касается его внешнеполитических аспектов, в том числе и некоторых внутриполитических решений, наша партия поддерживает. Но, например, мы категорически не согласны с бюджетом, который внес Владимир Путин, поэтому мы голосовали против. Мы не согласны с теми антикризисными мерами, которые предлагал Владимир Путин, поэтому предложили свой антикризисный план. Говорить о том, что лично я во всем поддерживаю Владимира Путина – это уже устаревшая информация.

Позже одно из заявлений «Справедливой России» о том, что на выборах президента они поддержат действующего главу государства – Дмитрия Медведева. Через год, 16 апреля 2011  Миронов уходит в отставку с поста председателя «Справедливой России», оставаясь при этом её лидером. В прессе обсуждается версия, что лидеру эсеров поставили ультиматум, либо кресло спикера Совета Федерации, либо партия. Назначение формальным председателем Николая Левичева не спасло Миронова и в мае 2011 года Петербург отзывает его с поста сенатора. Миронов покидает Совет Федерации, но скандала не устраивает.

Миронов: Я абсолютно убежден, чем больше, – а в идеале навсегда, палата регионов останется именно палатой регионов, и здесь не будут создаваться политические фракции, –  тем это будет лучше для всей страны и для блага нашего народа. 

Осенью 2011 года именно эсеры в первую очередь капитализировали рост протестных настроений,  фракция получила в два раза больше поддержки. Однако сразу же после этого партия выдвигает Миронова в качестве кандидата на выборах президента, хотя предлагали лидеры общественного мнения, выступавшие на Болотной, говорили о том, что депутат Оксана Дмитриева может стать единым оппозиционным кандидатом, эксперты прогнозировали, что она отберет у Путина больше голосов. В итоге, Миронов занял последнее место на президентских выборах. Позже лидер эсеров то поддерживает скандально голодающего кандидата в мэры Астрахани Олега Шеина, то пытается запретить Гудкову ходить на протестные митинги.

Но в в мае 2012 года приходит в Думу с белыми ленточками – символом протеста, отказываясь обсуждать законопроект о увеличении штрафов за нарушения на митингах. На последней конференции «Справедливой России», Миронов пригрозил своим коллегам, которые участвует в протестных митингах.

Миронов: Сегодня некоторые наши товарищи пытаются оседлать волну столичного протеста. Им, похоже, наплевать на проблемы избирателей, на судьбу своих товарищей по партии. Каждый член партии, особенно это касается члена фракции, членов коллегиальных органов нашей партии, должен сделать очень простой выбор: с кем он? С партией, реализующей социал-демократическую программу, или с теми, кто мечтает о либеральном реванше и жаждет просто смуты? Если кто-то затрудняется сделать свой выбор, то наша партия обязана определиться, с кем ей по пути.

С лидером партии «Справедливая Россия» Сергеем Мироновым мы обсудили эту тему в прямом эфире.

Писпанен: Много звучит со стороны политологов обвинений в политической нестабильности. То  вы «за» оппозицию, то «против». То в белой ленточке приходите на трибуну, то почти обзываетесь, называете «сектантами» тех, кто поддерживает белоленточников. Почему?

Миронов: Давайте по порядку. Слухи о, якобы, скорой кончине партии «Справедливая Россия» не соответствуют действительности.

Писпанен: Вы не раз это говорили.

Миронов: И обратите внимание: партия живет, продолжает жить, и будет жить еще долго-долго на благо страны и народа. Сегодняшнее заявление господина Зотова и господина Журавлева физически ничтожно, политически бессмысленно. Никуда они не могут выйти, потому что, когда был съезд при создании партии «Справедливая Россия», тогда называлась «Справедливая РоссияРодина/Пенсионеры/Жизнь», Партии пенсионеров уже на тот момент не было, она была самоликвидирована и превращена в общественное движение. На базе устава «Родина» образовалась новая партия. С того момента партии «Родина» тоже не существует. Сегодня они воссоздали эти две партии. Флаг им в руки. Более того, мы прекрасно понимаем, где мы с вами их скоро увидим: в «Народном фронте». Потому что они не хотят быть реальной конструктивной оппозицией. Они хотят быть там при власти. Причем тут какие-то разговоры о том, что кто-то куда-то вышел? Никто, ни один человек, не уйдет. Потому что бывших членов Партии пенсионеров и партии «Родина», которые были не согласны с курсом партии того же Зотова, мы исключили из партии давным-давно. Сегодня, когда они делают такое громкое заявление, нужно понимать, что физически партия «Справедливая Россия» есть и будет. Это парламентская партия. А какие политические перспективы у партии «Родина» и Партии пенсионеров – еще нужно посмотреть.

Писпанен: Насколько я понимаю, в Госдуме остается какое-то количество «Справедливой России»…

Миронов: Да не какое-то…

Писпанен: В которой когда-то были те самые бывшие пенсионеры и «Родина», которые сегодня заявили о том, что они выходят. Но они никуда не выйдут, они так останутся в «Справедливой России», и вы на это согласны.

Миронов: Зотов  исключен из партии. К сожалению, мы не можем в соответствии с законом лишить его депутатского мандата. Но если бы он был честным человеком, пройдя по списку партии «Справедливая Россия»…

Казнин: Понятно, что они призывают не тех, кто состоит в «Родине» и Партии пенсионеров, они призывают своих сторонников выйти из «Справедливой России». Среди них есть ведь, наверное, и региональные лидеры?

Миронов: Господин Журавлев на протяжении последнего года обзвонил все региональные отделения, уговаривал выйти. Но никто ж не вышел. Были те, с кем нам было не по пути, а это было действительно так, потому что они занимали соглашательскую позицию. Господин Бобоков и иже с ними очень испугались, когда мы заняли оппозиционную линию, и все откололись.

Писпанен: Почему они откалываются, если вы сами оппозиционная партия?

Миронов: Я сказал вам – их дальнейшая судьба мне совершенно очевидна. Вы их увидите скоро в «Народном фронте». Собственно, они уже там есть.

Казнин: Почему они сейчас сделали громкое заявление? К чему оно?

Миронов: Хороший вопрос. К тому, почему у нас регулярно во фракции кто-то заявляет, что он не согласен с линией. Кому-то очень не нравится, что партия «Справедливая Россия» - действительно мощная социал-демократическая сильная партия.

Казнин: Против вас кто-то ведет войну?

Миронов: Идет война, сильная и мощная.

Писпанен: После субботнего съезда всем, наверное, должно понравиться, какую политику партии вы приняли. Мне кажется нелогичным сначала поддерживать белоленточников, оппозиционное движение, заявлять, что вы единственная реальная оппозиционная сила в стране, а после этого отругать своих же однопартийцев…

Миронов: Мы поддерживаем и уважаем людей с активной гражданской позицией, которые выходит на улицы, мы считаем, что это правильно. Но когда мы видим, во что превратилось это движение после выборов в Координационный совет, это либеральная сектантская группа. Где тот протест людей, которые хотят перемен? Мы же понимаем, что идет запрос из регионов. Я же получаю огромную почту. Я проехал накануне выборов несколько регионов. Запрос простой: мы хотим перемен, социальных, прежде всего, в пользу большинства народа. Чтобы менялись пенсии, работало нормальное пенсионное законодательство. Чтобы тарифы не росли.

Писпанен: Координационный совет того же хочет.

Миронов: Я не слышал от них ни одного посыла, кроме «Долой». У них было время. Я готов дискутировать с господами из Координационного совета. По-моему, их очень хорошо развели. Когда они отреагировали на слова Путина о том, что не с кем разговаривать, они решили быстренько создать что-то, что будет разговаривать с Путиным. Вчерашние новости я посмотрел. Это не слова Путина. Я увидел ход логики. Показали, что за Навального проголосовала 1/10 избирателей. А Путин скажет, что за него проголосовало 59 млн., и с кем же ему там разговаривать. Вместо того, чтобы сформулировать четкие задачи, понятные людям… Мы сказали им, чтобы они определялись. Собираемся ли мы выполнять то, что обещали, либо будем играть в громкие фразы…

Писпанен: Лучше всем разобщиться по своим углам, ходить на свои маленькие митинги?

Миронов: Нужно соединяться, но на базе тех целей и задач, которые реалистичны и созвучны большинству граждан РФ.

Казнин: А вы давно общались с Владимиром Путиным?
Миронов: Давно.

Казнин: Почему встречи не происходят?

Миронов: Встречи редки. Видимо, нет необходимости.

Писпанен: Это в продолжение вашей мысли о том, что нужен был кто-то с кем мог бы говорить Путин.

Миронов: Не надо было этим заниматься. Нужно было идти другим путем. Нужно было четко сформулировать цели и задачи протестного движения. До сих пор они не сформулированы. И называется это «кто в лес, кто по дрова». Это лебедь, рак и щука. И это беда. «Справедливая Россия» объединила не три партии, а девять. Такого опыта объединения левых сил не знает новейшая история.

Писпанен: Видимо, не очень удачный получился опыт, если все разваливается.

Миронов: Обращаю внимание, что мы сегодня третья фракция в Госдуме. 28 октября нашей партии исполнилось всего 6 лет. 6 лет нас хоронят каждый день. Вспомните прошлую осень накануне выборов в Госдуму. Предрекали 3% и провал. Слухи о преждевременной кончине партии «Справедливая Россия» преувеличены.

Казнин: Вы тогда получили больше, чем ожидалось именно благодаря протестной активности части депутатов, например, Гудковых, Пономарева.

Миронов: Их активность как раз не надо преувеличивать. А то, что мы совпали с резонансом протестного движения, которое нарастало и требовало перемен… Мы не просто так принимаем те или иные решения. Мы мониторим ситуацию, проводим свою социологию, фокус-группы и видим, в чем сегодня запрос общества. Запрос не единиц Петербурга и Москвы, а миллионов граждан РФ, которые действительно хотят перемен в пользу большинства людей, а не в пользу олигархов. И боже упаси, возвращаться к либеральным идеям.

Казнин: Вы решили, что будет с депутатами, которые принимают активное участие в протесте.

Миронов: Я сказал своим коллегам, что им нужно определиться. Мы видим разное поведение. Например, Илья Пономарев понял, что Координационный совет – не та структура, в которую нужно избираться. Он не стал туда избираться. Туда избирались Дмитрий и Геннадий Гудковы. На конференции был откровенный товарищеский разговор. Мы пока не собираемся принимать какие-то оргвыводы. Но им нужно определяться.

Писпанен: Если выйдут на организованный Координационным советом митинг Пономарев, Гудковы, еще кто-то, вы будете предпринимать меры?

Миронов: А мы посмотрим, с чем они выйдут туда.

Писпанен: Что значит «с чем»? С термосом, белой ленточкой.

Миронов: С белой ленточкой – в этом ничего страшного нет. Нас интересует, что они там будут говорить. Если они выйдут и скажут: «Коллеги, мы вам предлагаем войти в партию «Справедливая Россия», вот наша программа» - это мы поймем.

Писпанен: В таком случае они не будут сектантами?

Миронов: Тогда они будут настоящими бойцами партии «Справедливая Россия».

Писпанен: А кто враг сейчас?

Миронов: Наш главный оппонент и организатор всех нападок на партию «Справедливая Россия», конечно, «Единая Россия». «Единая Россия» была, есть и будет главным политическим оппонентом для партии «Справедливая Россия». Ликвидация монополии «Единой России» - это наша тактическая задача.

Писпанен: Партия вместе с лидером?

Миронов: Конечно. Дмитрий Медведев – лидер этой партии. Почему мы так жестко критикуем бюджет, предлагаем изменения в пенсионной системе? Потому что в корне не согласны. Консерватизм «Единой России» заключается в желании законсервировать себя во власти. Их больше ничего не интересует. Нас это не устраивает, и не устраивает большинство нашего народа.

Казнин: Выступления Журавлева и Зотова – это «Единая Россия».

Миронов: Конечно! Не нужно быть наивными людьми. Кто же им позволил создать партию? Что они такие патриоты и решили создать?

Писпанен: Многие спрашивали, кто вам позволил создать.

Миронов: Их направляют, и сценарий пишется в одном месте. Это место – «Единая Россия». Я это знаю, если у кого-то есть какие-то иллюзии, не надо быть наивными людьми.

Другие выпуски