Сергей Гуриев о возможной отставке министра образования: Путину Ливанов нужнее, чем Медведеву

23/04/2013 - 21:53 (по МСК) Павел Лобков, Лика Кремер

Депутаты Госдумы от «Общероссийского народного фронта» намерены во что бы то ни стало добиться отставки министра образования Дмитрия Ливанова. Об этом сегодня объявил первый зампред думского комитета по промышленности Владимир Гутенев.

За месяцы своей работы, уверен депутат, Дмитрий Ливанов показал не просто вопиющую некомпетентность, но и неготовность обсуждать вопросы с профессиональным и заинтересованным сообществом. У нас в студии как раз представитель этого сообщества ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев – обсудили эту тему с ним.

Кремер: Кто инициатор этой охоты на Дмитрия Ливанова, потому что иначе это назвать нельзя. Это отовсюду какой-то огромный поток льется.

Гуриев: На самом деле, эта охота не только на Дмитрия Ливанова, но и на его сотрудников, заместителей. Я уверен, что скоро мы узнаем много интересного про всех людей, которые…

Кремер: То есть это похоже на спланированную операцию?

Гуриев: Да. Мне кажется, что Дмитрий Ливанов за время своей карьеры говорил много разных вещей, говорил много разных вещей. Но подписи на отставку начали собирать, когда началась борьба с фальшивыми диссертациями, включая высокопоставленных сотрудников и депутатов Государственно думы. Конечно, теперь сопоставляя эти факты, можно делать все, что угодно, но не надо обвинять людей, которые украли свои диссертации, в том, что они украли свои диссертации.

Кремер: Ошибся?

Гуриев: Нет, он не ошибся. Подождите…

Лобков: Господин Бурматов был вынужден оставить свой пост, теперь он начал…

Гуриев: Подождите, он не совсем оставил свой пост, он оставил пост первого зампреда комитета по образованию, но он по-прежнему депутат.

Лобков: Он не ушел из Думы, но он возглавляет антикоррупционное расследование  министерства образования, в частности в родном институте Ливанова, Институте стали и сплавов, где, он утверждает, что 3,4 млрд. были получены научным центром. То есть некое ощущение, что снежный ком накапливается, и кто-то должен, в конце концов, принять решение.

Кремер: Ну, мы знаем, кто.

Лобков: Скорее, Путин.

Гуриев: Наверное, скорее, Путин. Медведев уже принял свое решение, но тот факт, что все фракции Госдумы и общенародный российский фонд продолжает требовать отставки Ливанова, означает, что они ждут решения Путина. Я хотел бы Лика ответить на ваш вопрос. Я не думаю, что Ливанов ошибся. Я думаю, что Ливанов вполне сознательно пытался делать то, что должен делать министр. Когда он стал министром, он встал перед задачей: повышать конкурентоспособность российского образования, в том числе во всем мире. Если у нас ворованные дипломы, этого сделать нельзя. Поэтому вполне нормальная программа действий.

Кремер: Получается, что он ошибся в том смысле, что он начал делать то, что должен был бы делать  министр в стране, где нормально устроен этот аппарат, а он не в то место попал как бы.

Гуриев: Вы знаете, думаю, что может быть он и думал, что так это будет, но знаете, здесь нет выбора. Если вы видите, что человек ворует кошелек у вашего соседа, вы не должны говорить, что это хороший человек.

Кремер: Он мог это сделать по-другому?

Гуриев: Думаю, иначе это никак не сделать. Если украли диплом, то украли. Факты висят в интернете. Кроме того, бог с ним, с Бурматовым. Была целая комиссия по делу Андриянова и других людей, защитившихся в том совете.

Лобков: Еще стоит вспомнить, с чего начал Ливанов. Этот бабуринский университет РГТУ, который имел 80 филиалов во всех регионах России и превратился, по сути дела, в гнездо его партии, если честно говорить. Сразу после этого начались атаки на Ливанова. Как вы считаете, он герой?

Гуриев: Я думаю, что Ливанов всего лишь пытался делать свою работу. Честно. Я думаю, что когда его Путин и Медведев нанимали, они договорились о том, что есть какой-то указ №599 о науке и образовании, который Путин подписал 7 мая. Там написано: российское образование и наука должны развиваться вот так. Медведев сказал: «Хорошо». Путин сказал: «Хорошо». И Ливанов сказал: «Раз вы меня берете, я буду этим заниматься». Наверное, так это и было.

Лобков: То есть карт-бланш недостаточно, потому что вряд ли депутаты от ОНФ стали бы атаковать, а тем более Сергей Нарышкин, Ливанова без команды сверху.

Гуриев: Мы все увидим, мне кажется, в ближайшие дни. Мне кажется, трудно будет отправить в отставку Ливанова просто за то, что он боролся с ворованными диссертациями. Не случайно есть какие-то обвинения в коррупции. Заметьте, Ливанов многих людей обидел. Он был замминистра, ректором. И в то время не было обвинений в коррупции, никогда никто не слышал о том, что Ливанов обвиняется в коррупции и воровстве. А сейчас, когда он обвинил депутатов в фальшивых диссертациях вдруг это все…

Кремер: Но вы говорите, что он сделал то, чего не мог не сделать. Неужели он такой идеалист? Это человек, который сознательно вступил в «Единую Россию», сознательно принял на себя обязательства быть министром образования в этом правительстве.

Гуриев: Лика, в своей жизни я видел Ливанова, может, 20 раз, я не очень хорошо знаю, насколько он хороший или плохой человек. Но, судя по поступкам, могу ответить: его нельзя в этом не поддержать. Вы бы были на его месте, вы бы, Павел, были бы, вы, наверное, поступили бы точно так же.

Лобков: Что академическое сообщество намерено сделать для его поддержки?

Гуриев: Я за него. Я могу говорить громко, могу написать письма.

Лобков: Как в случае с Ходорковским?

Гуриев: Да. Знаете, Ливанов – это не Ходорковский. По самым разным причинам, это разные люди. По самым разным характеристикам, не все люди пойдут защищать Ливанова, потому что у него действительно в академическом сообществе много врагов.

Кремер: В Академии Наук.

Гуриев: В Академии Наук, среди ректоров вузов, среди студентов тех вузов, которые он объединил, среди ректоров тех вузов, которые он собирается закрывать.

Кремер: Среди родителей объединенных школ. Это уже, правда, не научное сообщество…

Гуриев: Да, есть много проблем. Депутаты его тоже не любят. Поэтому необязательно его будет защищать много людей, но факты настолько бросаются в глаза, что, мне кажется, любой человек должен ответить, «да» или «нет»: можно воровать или нельзя. Я считаю, что нельзя.

Лобков: Говоря конспирологически, можно ли считать, что случай Ливанова – это тест на выживаемость правительства Медведева в целом?

Гуриев: То, что делает Ливанов, наверное, еще важнее для президента Путина, чем для премьер-министра Медведева. Потому что президент Путин сделал целый ряд предвыборных обещаний, он записал их на бумаге в 12 указах от 7 мая, и если министра будут увольнять просто за то, что он пытается выполнять то, что Путин пообещал народу, ну, значит, эти обещания не будут выполнены. Поэтому я думаю, что, может быть, ваша теория заговора верна, но я бы дал совет не только премьер-министру, но и президенту подумать о том, что этот человек буквально пытался выполнить те самые указы, которые являются фактически программой Путина. 

Другие выпуски