Сергей Гуриев на ДОЖДЕ: не врать, не воровать, – только это спасет российскую экономику

12/04/2013 - 21:34 (по МСК) Дмитрий Казнин, Татьяна Арно
О том, ждать ли масштабного экономического кризиса в России мы поговорили с ректором Российской экономической школы Сергеем Гуриевым.

Казнин: Слова господина Белоусова вызвали не панику, но по крайней мере очень удивили многих экспертов-экономистов. Чего ждать?

Гуриев: Я бы сказал, что не нужно удивляться, потому что очень хорошо, что правительство честно понизило прогноз. Наш прогноз был пессимистическим уже достаточно давно, и в прошлом месяце, и в этом месяце. Мы публикуем прогнозы каждое 10 число месяца. Мы предсказывали, что рост первого квартала по отношению к предыдущему был -0,1%, рост второго квартала по отношению к первому -0,3%. Здесь есть некоторое лукавство, потому что можно считать первый квартал по отношению к первому кварталу прошлого года, тогда будет положительный рост примерно на 1-1,5%, второй квартал по отношению ко второму кварталу прошлого года, тогда тоже будет положительный процент. Если считать квартал-квартал, то мы предсказываем, что уже в первой половине 2013 года мы увидим отрицательный рост квартал-квартал. В Америке существует несколько определений рецессий, одно из них как раз отрицательный рост два квартала подряд,  в этом смысле рецессия может наступить еще раньше, чем в третьем квартале, о чем говорит Андрей Белоусов. Очень хорошо, что правительство отказалось от слишком оптимистичного прогноза в 3,5%, который был невыполним. Наш прогноз еще в конце прошлого года был 2%. Те цифры, которые звучали сейчас, что по итогам года мы можем получить 1,7%, это, скорее, реалистичный прогноз. Если что-то хорошее произойдет во второй половине, потому что в первой половине и 2% пока не набирается.

Казнин: Какие стимулирующие меры можно предпринять в ближайшее время, и нужно предпринять?

Гуриев: Судя по выступлениям Белоусова, он имеет в виду увеличение государственных расходов. Я думаю, есть и другие меры, описанные в указе Владимира Путина от 7 мая 2012 года о долгосрочной государственной экономической политике. Владимир Путин обещал, что к 15 году Россия выйдет на 50 место в рейтинге Doing Business по качеству деловой среды. Если это делать, то уже в этом году нужно принимать новые законы, в 2014 году они заработают, в 15 году это будет измерено. В России будет замечательная деловая среда, и как раз Белоусов в правительства отвечает за многие из этих показателей. Если это будет сделано, мы увидим не отток, а приток капитала, мы увидим новые инвестиции, создание новых производств и, конечно, экономический рост. Вполне возможно, что и на том самом уровне 5% в год, о котором говорил Дмитрий Медведев, или даже 6%, о котором говорил Владимир Путин.

Арно: Прямо сейчас половина наших зрителей и половина ведущих мало что понимают. Вы можете объяснить доходчиво, что произошло и что будет?

Гуриев: В России на самом деле хорошие макроэкономические показатели, инфляция не такая высокая, безработица очень низкая.

Казнин: Почему рецессия?

Гуриев: Если вы хотите простыми словами, наверное, ответ такой: надо не врать и не воровать. Высокий уровень коррупции отпугивает российских инвесторов. Они убегают, вывозят капитал в Европу, где бушует кризис, высокий уровень долга. Чиновники открывают счета в швейцарских банках, их увольняют за это. Там действительно бушуют какие-то стихии, которые не способствуют инвестициям. Тем не менее, люди вывозят деньги отсюда туда, а не обратно. Это означает, что у нас тоже есть какие-то проблемы с коррупцией, защитой прав собственности, судебной системой. Если их исправить, если выполнить те самые обещания, которые Владимир Путин дал год назад, наоборот, деньги потекут оттуда сюда, здесь будут инвестиции, эконмический рост.

Арно: То есть на нефти мы дальше выезжать не можем?

Гуриев: Нефть – очень важный фактор, если бы нефть стоила на 20 долларов меньше, российский рост был бы процента на 2 меньше. Поэтому хорошо, что нефть  на высоком уровне.

Казнин: Вы перечислили системные проблемы, которые не решить за год-два. Предположим, они будут решаться так же, как решаются сейчас. Что ждать дальше? Начнется рецессия.

Гуриев: Здесь два ответа на вопрос. Во-первых, для того, чтобы развернуть потоки инвестиций, для того, чтобы доказать инвесторам, что власти все-таки стараются решить эту проблему, не нужно год-два или три, нужны конкретные вещи, резкие улучшения с точки зрения бизнес-среды, знаковые судебные решения, амнистии, политические заключенные, которые окажутся на свободе, знаковые шаги навстречу иностранным инвесторам. Тогда инвесторы поверят и, может быть, вернутся. Увольнение одиозных фигур, расторжение наиболее коррумпированных контрактов. Все это вещи, которые можно сделать в течение нескольких месяцев. Более того, Владимир Путин подписал указ, который обязывает правительство улучшить деловую среду в течение буквально 3 лет, для этого уже в этом году должны быть приняты решительные шаги. Если же этого не произойдет, будет рецессия, нулевой рост, рост -0,5%. С этим можно жить. Жить можно, безработные не ходят пол улицам. Просто доходы перестанут расти. Будет ли это политической проблемой для сегодняшней власти, я сказать не могу. Нельзя сказать, что россияне живут плохо. Россияне живут не так хорошо, как европейцы, но гораздо лучше, чем они жили раньше.

Арно: Сделает правительство Медведева в ближайшее время какие-то шаги?

Гуриев: Обязаны, а как иначе. Вы можете себе представить, что обещание Владимира Путина не будут выполнять? Это не какие-то слова, это слова, положенные на бумагу, они подписаны в качестве одного из ключевых указов Владимира Путина 7 мая 2012 года. Владимир Путин неоднократно говорил о том, что темп должен быть не ноль, а 5-6%, Дмитрий Медведев не далее как 2 месяца назад говорил, что российская экономика будет расти с темпами 5%. Мы же не можем представить, что эти обещания не будут выполнены. 
Другие выпуски