Сепаратисты расстреливали пленных? Царев vs. Никитин

Спор в прямом эфире
09/04/2015 - 14:15 (по МСК) Ксения Батанова

Международная правозащитная организация Amnesty International обвинила сепаратистов из самопровозглашенных «ДНР» и «ЛНР» в расстреле военнопленных.

У организации появились новые свидетельства, согласно которым расстрелы производили сторонники самопровозглашенных республик, сообщает Би-би-си.  

Как говорят в организации, у них есть видеозапись с допросом пленного военнослужащего украинской армии Игоря Брановицкого. Он участвовал в боях за донецкий аэропорт. Позже стало известно, что попавший в плен военный был убит. Его, как утверждают правозащитники, застрелил в упор сепаратист из самопровозглашенной «ДНР».

Также правозащитники изучили видео с пленными и фотографии из донецкого морга. На телах, по данным правозащитников, присутствуют пулевые отверстия в области груди и головы. Военных, как говорят в Amnesty International, взяли в плен в боях под Дебальцево.

Эту тему Ксения Батанова обсудила с директором представительства Amnesty International в России Сергеем Никитиным и сопредседателем «Народного фронта Новороссии» Олегом Царевым.

Батанова: Как к вам попала эта информация, что это за информация, это какие-то видеоролики, фотографии, которые были вам переданы, если можно рассказать, кем они были переданы и какие у вас основания полагать, что это действительно достоверные сведения?

Никитин: Мы давно следим за тем, что происходит на востоке Украины, и то, что мы подозревали в течение длительного времени, фактически подтвердилось многочисленными данными. Наверное, последней соломиной было то самое последнее интервью, аудиозапись которого опубликована на сайте «Kyiv Post». Кроме этих видеоданных, которые были найдены в youtube, но мы очень тщательно их исследуем, также мой коллега встретился с сестрой Игоря Брановицкого, и она, кроме того, еще несколько человек, которые находились в помещении в момент фактического расстрела Игоря, все эти люди подтвердили то, о чем мы говорим в сегодняшнем пресс-релизе.

Батанова: Олег, как вы можете прокомментировать? Вы слышали сейчас Сергея, его рассказ о том, какие у них есть доказательства.  Как вы можете прокомментировать эти данные?

Царев: Мне сложно комментировать, потому что я никогда не занимался военным вопросом, я занимался политическим урегулированием этого конфликта. По-видимому, такими случаями должны заниматься правоохранительные органы. Я хочу сказать, что, если Сергей хочет, у нас сотни и сотни случаев, когда пытали и расстреливали наших пленных. И все это задокументировано, в отличие от этого конкретного случая. Это не информация социальных сетей, это свидетельские показания, снятые на камеру очевидцев. Мы ведем специальную программу «Белая книга», где заносим все эти преступления. И, конечно же, надо максимально быстро урегулировать этот конфликт. Потому что в рамках гражданской войны, к сожалению, чрезвычайно сложно проследить за соблюдением прав человека.

Но мы открыты, мы готовы передать Сергею те данные, которые у нас есть. Мы готовы пригласить к нам Сергея и все другие правозащитные организации, которые только есть, работать на территории «ДНР», «ЛНР», «Новороссии» для того, чтобы совместно наводить порядок, желательно с обеих сторон фронта.

Хочу сказать, что даже Рубан, который занимается с украинской стороной обменом пленных, все время говорил о том, что ему стыдно за Украину. В каком состоянии избитые и покалеченные после пыток возвращается пленное ополчение. Это не наши свидетельские показания, это свидетельские показания человека, который находится с той стороны. Поверьте, я своими глазами видел два общежития, которые находятся в Донецке. В одном из них содержатся пленные украинской армии, которые готовятся на обмен. Они выходят  в город, они нормально выглядят, и в другом — люди, которых мы получаем по обмену: избитые, покалеченные, со следами пыток, которые нуждаются в медицинском уходе.

Батанова: Если уже есть свидетельства и с той, и с другой стороны, о расстреле пленных и той, и другой стороной, кто должен понести ответственность и понесет ли эту ответственность хоть кто-то? С учетом того, что «ДНР» и «ЛНР» требуют амнистии в рамках Минских договоренностей для того, чтобы никто не отвечал на территории самопровозглашенных республик?

Никитин: Я хочу подчеркнуть, что Amnesty International является беспристрастной организацией, мы расследуем военные преступления или те преступления, которые могут быть названы военными, совершенные обеими сторонами. Подтверждением тому является наш брифинг, который вышел в сентябре прошлого года и касается батальона «Айдар», киевского батальона. Поэтому говорить о том, что одна сторона является более жестокой, чем другая — это неправильно, Это нарушение прав человека, которое мы фиксируем с обеих сторон.

Сегодня мы говорим о том, что нам стало известно, причем не на основании видео, которое находится в социальных сетях, а на основании беседы, интервью с сестрой и с теми людьми, которые были бойцами украинской армии и которые находились в той комнате, где был застрелен Игорь Брановицкий. Поэтому у нас есть информация, и мы открыты к любой другой информации. То, о чем сейчас сказал другой человек, которого вы интервьюируете, это очень интересно, мы приветствуем передачу любой информации, потому что мы являемся независимой организацией.

Что касается того, кто ответит, то это как раз то, к чему призывает Amnesty International. Мы говорим, что должны быть проведены расследования тщательные, беспристрастные и эффективные. И должны быть приняты меры, чтобы подобная история не повторилась в будущем. Речь об обеих сторонах: комбатантах «ДНР» и «ЛНР» и украинским властям. Тщательное расследование — это, конечно, работа украинских правоохранительных органов, потому что, строго говоря, территория так называемых «ДНР» и «ЛНР», с нашей точки зрения, является территорией Украины, об этом же говорят и российские власти. Поэтому то, как проведет это Украина, должно наблюдаться как со стороны международного сообщества, так и со стороны правозащитных организаций. В том числе и Amnesty International. В этом мы видим свою задачу.

Батанова:  Олег, вопрос к вам. Как вы думаете, будет ли этот  конкретный случай, если Сергей Никитин передаст всю информацию властям «ДНР» и «ЛНР», будет ли расследование и будут ли найдены виновные, тем более, если есть информации и свидетели  этого расстрела?

Царев: Я обращаюсь публично ко всем правоохранительным организациям, что мы готовы всех принимать. Приезжайте к нам, мы вам окажем всестороннюю поддержку и сотрудничество. Это официальное заявление. А что касается Сергея, я вас прошу передать мои координаты, я готов с ним сотрудничать. С большим удовольствием передам те данные о нарушении прав человека на территории Украины, которые у нас есть. И окажем всестороннюю поддержку для расследования этого дела.

Батанова: Спасибо. 

Фото: Би-би-си

Другие выпуски