Сенатор Тюльпанов об отказе от ввода войск в Украину: мы отменили мандат, который так и не сыграл своей роли

25/06/2014 - 23:24 (по МСК) Анна Монгайт, Павел Лобков

Хотим введем, хотим выведем. «Мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути», — резюмировала спикер Валентина Матвиенко недолгую  дискуссию в Совете Федерации о том, отобрать ли у верховного главнокомандующего мандат на ввод войск в Украину по его же просьбе. 153 голоса «за» и один «против»? Матвиенко переспросила зал: «Кто-то проголосовал против. Не ошиблись?»

Путин послал письмо в Совет Федерации перед переговорами в Вене и началом трехсторонней встречи по ситуации на востоке Украины. В Крыму присутствие военных, которых тогда назвали «вежливыми людьми», обеспечило свободное волеизъявление и нейтрализовало украинские воинские части. Видимо, больше таких задач не ставится. Однако сенаторы своего мнения не изменили. Член Совета Федерации Андрей Клишас заявил: «В стране произошел антиконституционный переворот, то есть захват власти».

Война на востоке Украины признана внутриполитическим кризисом, не требующим вмешательства войск. Однако председатель комитета по обороне Виктор Озеров сообщил, что никто не отменял разрешения верхней палаты президенту по своему усмотрению в оперативном порядке использовать вооруженные силы за пределами России, такое право Совет Федерации дал еще президенту Медведеву в 2009 году. И если президенту вновь понадобится мандат на ввод войск, сказал Озеров, ему его опять дадут. Украинский лидер Петр Порошенко воспринял инициативу Путина как последствие реализации его миротворческого плана.

На связи со студией «Дождя» — сенатор, председатель комитета по регламенту и организации парламентской деятельности Совета Федерации Вадим Тюльпанов.

Лобков: Скажите, почему такая почти единогласная оценка была? Кто голосовал против, был ли кто-то, кто голосовал против по убеждению или это была техническая ошибка?

Тульпанов: Мне трудно сказать, мы не изучали и не исследовали, кто голосовал против, мы, как правило, этого не делаем. Я не думаю, что это была ошибка техническая, наверное, кто-то это по своим убеждениям сделал. Большинство голосов было в поддержку этого постановления, чему я рад. Это знак доброй воли, причем в самом начале переговоров трехсторонних неизвестно, чем они как закончатся, как они будут проходить. К сожалению, украинские власти уже не раз обманывали, на протяжении многих месяцев мы это видели. Тем не менее, такой знак добро воли президент сделал, и мы, безусловно, решили этот знак поддержать.

Лобков: А последуют ли реальные какие-то действия за отменой этого мандата? Допустим, отвод войск дополнительный от границы или иные демонстрации, которые были бы не просто на бумаге, а были бы видны со спутников, с воздуха, могли бы быть отмечены партнерами западными России.

Тульпанов: Я не знаю, насколько возможно отвод войск от границы, это все-таки дело верховного главнокомандующего, президента Владимира Путина. Наше же дело – в данном случае дело политическое, дать разрешение мы дали в марте. Конечно, мы с тяжелым сердцем его давали, тем не менее, тогда это было необходимо. Я считаю, что сегодня сделан очень дружественный шаг по отношению, в первую очередь, к Украине, чему я рад, я приветствую всех сенаторов, которые голосовали «за».

Лобков: Как вы считаете, тот мандат сработал? Поскольку Владимир Путин в Вене сказал, что, по сути дела, дополнительных войск введено не было, это было все в рамках тех норм, которые были в Крыму заявлены в составе Черноморского флота. И что, в общем-то, по сути дела, документ, который наделал столько шума в марте, не был реализован полностью. Правильно ли я понимаю?

Тульпанов: Он не был вообще реализован. Тот контингент, который был в Севастополе, он частично решил задачу о воссоединении Крыма с Россией, причем это был путем референдума и совершенно бескровно. 

Фото: Алексей Никольский / РИА Новости

Другие выпуски