РЖД: распродажа

Здесь и сейчас
4 апреля 2011
Поддержать программу

Комментарии

Скрыть

РЖД пошла по рукам. Определились претенденты на покупку "Первой грузовой компании" — дочки перевозчика, приносящей монополисту основной доход.

Среди кандидатов — люди, связанные с министром транспорта Игорем Левитиным и самым богатым человеком России Владимиром Лисиным.

Подробности будущей сделки рассказывает наш экономический обозреватель Игорь Иванов.

Игорь Иванов: Сегодня глава компании Globaltrans официально подтвердил агентству Reuters, что они заинтересованы в приобретении "Первой грузовой компании". Что такое "Первая грузовая компания": в ходе реформы РЖД из РЖД выделяются "дочки", вот "первая грузовая компания" одна из этих дочек, которая занимается грузовыми перевозками, и вот, собственно, на нее появились претенденты - Globaltrans. Что такое Globaltrans: это компания, 70% которой принадлежит компании "Н-Транс", а компания "Н-Транс", в свою очередь, известна тем, что некогда называлась "Северстальтрас" и именно из "Северстальтранспорта" пришел на работу в правительство министр транспорта Игорь Левитин.

Михаил Зыгарь: А еще "Н-Транс" известна тем, что строит дорогу через Химкинский лес.

Игорь Иванов: Да-да-да. Ну, и, соответственно, официальной связи между ней и Левитиным, конечно, нет, но это компания, откуда он, собственно, и взялся в правительстве. И это один из претендентов, который хотел бы приобрести эту компанию. Чуть раньше о своем интересе к "Первой грузовой компании" заявила другая структура – UCLH она называется, зарегистрирована, если не ошибаюсь, в Голландии, ей принадлежит такой объект как "Морской порт Санкт-Петербург", например, а сама эта структура принадлежит самому богатому человеку России Владимиру Лисину. Собственно, это два основных претендента, которые будут бороться за "Первую грузовую компанию", которая по плану РЖД должна быть продана и приватизировано. Можно предположить, что в одном случае основной козырь – это деньги (самый богатый человек России), а в другом случае, возможно, это будет какой-то ресурс.

Ольга Писпанен: Как мы понимаем, что у Левитина тоже не так уж мало денег…

Зыгарь: Возможно, просто в одном случае будет больше денег, а в другом случае будут правильно оформлены документы, например.

Писпанен: Может быть и так, но, с другой стороны, мы же сейчас из советов директоров выводим "государевых людей".

Зыграрь: Так он в "Н-Транс" давно уже не работает и не имеет никакого отношения к этой компании.

Иванов: Да. По поводу правильно оформленных документов - возможно у группы "Н-Транс" будет еще одно преимущество. Совсем недавно (прошло около недели) в компании "ПГК", которая готовится к приватизации, сменился генеральный директор, такое знаковое событие для приватизируемой компании. Салман Бабаев возглавлял ее долгие годы, очень авторитетный железнодорожник, который занимается перевозками с прошлого века один из руководителей. Его сменили на Игоря Асатурова, это его первый зам, который работал на позиции зама уже несколько лет, и знаменит тем, что до "Первой грузовой компании" работал в перевозочной структуре "ЮКОСа", а до "ЮКОСа" он работал в одной из дочерних компаний Globaltrans. Вот, собственно, Globaltrans получает такое преимущество как вероятно свой директор компании, которая готовится к приватизации. Вся история российской приватизации 90-ых говорит о том, что кто управляет приватизируемой компанией в подавляющем большинстве случаев ее и покупает. Впрочем, эксперты говорят о том, что, конечно, за копейки она продана не будет, как минимум 3 млрд долларов выручит государство за "Первую грузовую компанию", это, с другой стороны, 17% всех денег, которые вращаются в системе РЖД.

Писпанен: Но и приобретет тоже очень много. Это практически способность влиять на все отрасли, которые только есть. Страна, как понимаем, большая, комплектующие производятся на юге, собирается, не знаю, что-то на севере. То есть это одна из таких разменных карт, которая постоянно может жестикулировать тот же самый РЖД, который говорит – давайте поднимать тарифы, на что ему отвечают – нет-нет-нет, у нас же одна государственная политика, нам же нужно каким-то образом связывать это все.

Иванов: Да, конечно. Там великое множество разного рода социальных грузов перевозят железные дороги, и, в частности, как раз "Первая грузовая компания". Потому что несоциальные грузы, например перевозки нефти, давно уже приватизированы – еще в начале нулевых, а в "Первой грузовой компании" существует много социальных грузов, тарифы на которые очень сложно повышать по политическим соображениям. Например, тарифы на перевозку угля из Кузбасса – если там что-то неправильно с тарифами и невыгодно возить оттуда уголь, то понятно, что люди уходят на лицу, на рельсы и так далее. И строительные грузы, и зерно, и много чего еще… То есть помимо мощного актива владелец "Первой грузовой компании" получит, конечно, и очень большую социальную ответственность.

Зыгарь: Игорь, а я правильно понимаю, что продавая самые выгодные и самые прибыльные активы РЖД планирует остаться с…

Иванов: С рельсами. С инфраструктурой. Когда-то так и должно произойти.

Зыгарь: А неприбыльные составляющие, например, пригородные электрички? Все же плачут, что это невыгодно, не нужно, но без этого никак. РЖД оставит их себе или нет?

Иванов: В принципе, есть, была во всяком случае, такая концепция, что РЖД в сфере пассажирских перевозок пыталась пакетировать прибыльные и неприбыльные направления. То есть, допустим, ты хочешь возить экспресс до, условно, Ярославля (хорошее прибыльное направление, хорошая цена на билет, все платят, потому что проводник стоит на входе у вагона), тогда было бы здорово, если бы тебе достались и невыгодные перевозки с Ярославского вокзала. Предположим, компания хочет возить людей в фирменных поездах-купе – это прибыльно, но, по-хорошему, было бы прибыльно, если бы ей довесили и неприбыльный плацкарт. Такая концепция есть, она, так скажем, реализуется ни шатко - ни валко, и, вполне возможно, что в конце реформы РЖД останутся бесприбыльные и датируемые виды бизнеса.

Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия